***
1. О Максиме Трошине, который погиб 5 июня 1995 года, много сведений можно найти в интернете. А вот книга о нем вышла впервые. Ее написал Николай Петрович Исаков – полковник в отставке, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Церкви преподобного Сергия Радонежского I степени. Автор с 70-х годов прошлого столетия находился в добрых отношениях с семьей Трошиных, всегда был рядом в радостные и печальные дни. Все детство, отрочество и первые годы юности Максима прошли на его глазах.
2. В предисловии Николай Петрович пишет: «С родителями Максима, Юрием Павловичем и Надеждой Михайловной, несколько лет я работал на Брянском автозаводе. Отец пришел к нам в многотиражную газету из конструкторско-экспериментального отдела, где помимо всего заявил о себе как редактор стенгазеты, постоянно побеждавшей в заводских конкурсах. Иногда разговоры, начатые в редакции, продолжались у Трошиных. Поздних гостей вмещал тесный угол заводского барака. Благодарен судьбе, что я был очевидцем физического, духовного и творческого становления юного дарования». Об этом автор и пишет в своей книге. На ее страницах Николай Петрович представляет читателю биографические записи, делится впечатлениями о жизненно и творческом подвиге удивительного отрока.
3. Песни Максима Трошина зазвучали в смутное для России время с болью и верой в ее национальное и духовное возрождение в начале девяностых годов прошлого столетия. Гитара и гусли стали ведущими инструментами, с использованием которых голос Максима в большей мере раскрывался и ярко выражал собственные воззрения на потери нашей страной былых ценностей и границ. Говоря о нем, автор отмечает: «Не соглашусь со сравнением Максима Трошина в российском интернет-пространстве с итальянским солистом Робертино Лоретти, который подростком чудесно пел, а затем, повзрослев, продолжил свои выступления, опираясь, прежде всего, на былую славу. Максим никогда не считал себя особенным певцом, говорил о том, что таких, как он, в России тысячи.
4. Чистота и глубина голоса Максима не от уроков вокала, а от проникновенного внутреннего крика за нас и Россию. Он уникален запредельной для его юных лет духовной высотой, личным примером самопожертвования во спасение Святой Русской земли и Православной веры». О впечатлении, которое произвели песни Максима со столичных сцен, по словам автора, сказано немало. Писатель Владимир Крупин называл появление юного брянского певца в Москве ошеломляющим: « Этот голос мог быть из внеземных миров. Это - русское православное явление. Эти светлые отроки приходят в мир, чтобы показать возможность нашего спасения». Николай Детков, режиссер, пережил удивление: «откуда такая глубина и сердечность у подростка, который со взрослыми был не только равным собеседником, но и зачастую наставником и безусловно водителем для своих сверстников».
5. Тематика песен Максима Трошина довольно широка. Есть песни, которые можно объединить одним названием «С молитвой о России». Это - не церковные песнопения, но в каждом тексте есть обращение к православию как единственному спасению для России в самые трудные и судьбоносные для нее времена. В других песнях выражена радость, печаль и народная тоска по воле. Немало здесь казачьих песен. Некоторые песни затрагивают до сих пор кровоточащие раны истории. Отдельная тема здесь - гражданская война, когда в песнях белой гвардии звучит боль предстоящей утраты, как собственной жизни, так и прошлого мира. Некоторые песни Максима Трошина вобрали золото слов русских поэтов Федора Тютчева, Сергея Есенина, Николая Клюева, Николая Рубцова.
6. Песня «Журавли» записана Максимом Трошиным на слова расстрелянного в сталинские репрессии Петра Орешина. Эта песня наполнена предчувствием не только собственной гибели, но и радостью неминуемого возрождения. «...Скоро, скоро из синих болот Поднимусь золотым журавлем». Максим Трошин, как уже говорилось, погиб 5 июня 1995 года. Погиб при невыясненных обстоятельствах за несколько дней до своего семнадцатилетия. На смерть Максима пронзительно откликнулся журнал «Русский паломник», издаваемый православным сообществом в США:
7. «В стороне нашей необъятной Руси, облагодатствованной молитвами великих пустынножителей Брянских лесов XVIII века, появился юноша-бард Максим Трошин. Всколыхнул он нашу Русскую душу своими песнями о Божией Правде - и ушёл... Ушёл казалось бы навеки... Удивительно талантлив, но ограниченный лихолетием нашего безвремения и просто усечён годами, он появился как истинный печальник за Русь Святую. Вспыхнул и погас! Как метеор пронёсся по нашему историческому свято-русскому небосклону, задел нашу совесть и оставил после себя лирический след - струю отечественного вдохновения, своим пением и вообще своей юношеской личностью».
8. Как отмечает автор, после отставки он возглавлял филиал одного из московских вузов в Брянске. Его отношения с Трошиными, духовные и моральные обязательства перед этой семьей сыграли свою роль в решении об открытии здесь в 2012 году мемориала Юного русского песенника. Появились клубы и группы, которые в социальных сетях объединяют поклонников таланта Максима Трошина. Российские пользователи интернета иногда в нем видят человека, в короткие годы своей жизни выполнившего высокую миссию: «Его явление в этот мир доказательство того, что высокая нравственность в крови Русского Человека!» Подробнее о его жизни и становлении как поэта, композитора и певца – автор рассказывает в этой книге.
***
Эпиграфом к этой книге, по словам автора, может послужить раннее стихотворение Юрия Павловича Трошина. Ему не суждено было узнать, что эти строки предвосхитили судьбу его сына и песен, до сего дня врачующих наши души.
Вздохнула струна на рассвете
Негромко, как в комнате ветер,
Как в сумерках шепчутся дети.
Но голос был кем-то подслушан,
И звук отпечатался в душах.
Внезапно струна оборвалась,
Но песня, но чудо осталось.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!