1. Это издание содержит жития прославленных к общецерковному почитанию на Архиерейском Соборе Русской Церкви 2017 года святых, среди которых подвижники благочестия, канонизированные Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и Синодом Белорусского Экзархата. Данная публикация, предпринятая согласно определению Освящённого Архиерейского Собора Русской Церкви, призвана послужить «для назидания в благочестии чад церковных». Жития сопровождаются иконографическими изображениями (в некоторых случаях гравюрами или фотографиями) святых, указаны даты празднования их общецерковных памятей.
2. Открывает книгу житие мученика Даниила Черкасского. Как говорится в книге, многие годы Православие на Правобережье Днепра переживало притеснения со стороны католического и униатского духовенства, поддерживаемого политической элитой Польши. Символом стойкости православных Правобережья в тяжелые 1760-е годы стала мученическая кончина Даниила Кушнира - старосты Успенского храма местечка Млиева близ Смелы. Желая вернуться в Православие, млиевские прихожане предложили священнику Успенской церкви отречься от унии, но получили отказ. Тогда они спрятали священнические облачения, книги и сосуды, а старосте Даниилу поручили снять с престола и спрятать Дарохранительницу.
3. Узнав об этом, униатский священник Василий Гдышицкий обвинил святого Даниила в святотатстве. Старосту арестовали, через несколько месяцев ему сожгли обе руки, а затем его обезглавили и водрузили главу на кол. Православным удалось обрести главу казненного мученика и отправить ее в Переяслав. Там ее торжественно похоронили в кафедральном соборе Вознесенского монастыря. Мученик Даниил Кушнир прославлен решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8 марта 1994 года как местночтимый святой Черкасской епархии, а 30 ноября 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Церкви благословлен для общецерковного почитания. День памяти: 11 августа.
4. Далее следуют жития святителей Игнатия Мариупольского; Георгия, архиепископа Могилевского, Афанасия Полтавского, чудотворца; Иннокентия, архиепископа Херсонского, Филарета, архиепископа Черниговского; преподобных Парфения Киевского, Иоанна Святогорского, затворника, Вонифатия Феофановского, Паисия Киевского, Христа ради юродивого, Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита, Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца, Алексия Голосеевского, Киевского; праведного Иоанна Кормянского. Отдельная часть книги посвящена Глинским святым, общая память которых празднуется 22 сентября.
5. Как отмечает архимандрит Рафаил (Карелин) в одной из своих книг, «возрожденная во время Второй мировой войны Глинская Рождество-Богородицкая пустынь стала преемницей и продолжательницей традиций знаменитого Оптинского монастыря. Здесь дивными цветами процвело то духовное предание монашества, которое золотой нитью тянулось от Фиваиды к Афону, от Афона через преподобного Паисия Величковского к Валахии, оттуда – в Россию, в скиты брянских лесов и в Оптину. Это предание называется старчеством. Глинские старцы, по словам отца Рафаила, были хранителями этого живого предания, которое так ярко просияло в лице преподобных Льва, Макария, Амвросия и других старцев Оптиной пустыни.
6. Глинские старцы вспоминали, как во время хрущевских гонений митрополит Крутицкий Николай говорил им: «Пока я жив, Глинскую пустынь не закроют». Но он неожиданно умер, и после его смерти монахов выселили из обители: огонь гонений, полыхавший по всей стране, достиг Глинского монастыря и оставил от него одни стены. Монахи, как сироты, лишившиеся отеческого дома, разошлись по разным городам и весям. Старцы предсказали, что обитель будет открыта снова, и, живя в разных концах огромной страны, прилагали все силы к тому, чтобы служба по глинскому уставу, завещанная его богомудрым основателем игуменом Филаретом (Данилевским), не прекращалась. Они надеялись, что настанет время, когда вновь откроется их монастырь и в родную обитель вернется ее чудотворная икона – образ Рождества Пресвятой Богородицы».
7. Глинские старцы уже тогда, в советское время, считались великими старцами и подвижниками. А позже почитание стало общецерковным. Глинским старцам молились на Кавказе, в Украине, а теперь, после того, как Освященный Собор благословил общецерковное почитание, включив их имена в месяцеслов, в каждом приходе Русской Церкви. Открывает эту часть книги о Глинских святых житие преподобного Василия (Кишкина). С семи лет святой подвижник подвизался в монастырях: сначала в Саровской пустыни, затем в Киево-Печерской лавре и Миропольской обители Харьковской губернии, где, будучи пятнадцати лет от роду, принял постриг. В 1764 году перешел в Коренную пустынь, после 1780 года несколько лет жил со своими учениками на Афоне, позже - в молдавском Нямецком монастыре.
8. Став одним из последователей преподобного Паисия Величковского, он около 1800 года вернулся в Российскую империю и оказывал монастырям помощь в их духовном устроении. В 1816-1827 годах трудился в Глинской пустыни, содействуя ее настоятелю преподобному Филарету. Из Глинской пустыни подвижник перешел в Площанскую, где и окончил свой земной путь. Его память, как и других преподобных отцов Глинских празднуется 22 сентября. Всего в издании представлено 16 имен, прославленных на Архиерейском соборе подвижников, подвизавшихся в Глинской пустыни, из них трое – наиболее близкие нам по времени, они отошли ко Господу в 70-80 годы 20 века. Это преподобные Серафим (Мажуга), Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов).
***
Еще апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных. Всем нам известен 12-томный труд святителя Димитрия Ростовского, в котором собраны жития многих и многих святых. Но жизнь Церкви Христовой продолжается, а значит, сонм святых пополняется новыми подвижниками. Пополняется и месяцеслов Русской святости, в котором находятся и упомянутые в этой книге святые. Они широко почитаются как в епархиях Украины и Белоруссии, так и во многих других епархиях Русской Церкви и во всем православном мире.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!