***
1. Как отмечают издатели в предисловии книги, уже более 130 лет минуло со дня праведного упокоения оптинского старца Амвросия (Гренкова), а благоговейная память о преподобном и искренняя вера в него как в небесного заступника и молитвенника в православном народе крепнут все больше. Чем же так привлекал и привлекает к себе сердца верующих этот удивительный подвижник? Вот как в своей книге отвечает на этот вопрос иеросхимонах Сергий (Четвериков): «На старце Амвросии, очевидно для всех, почивала великая сила благодати Божией, наполнявшая сердце его неисчерпаемою радостью и любовью, а ум - премудростью и прозорливостью.
2. Она делала его в истинном смысле христианским мудрецом, умевшим разъяснить самые запутанные и мучительные загадки жизни; выводить из самых затруднительных и, по-видимому, безысходных нравственных и материальных запутанных обстоятельств. В продолжение более тридцати лет он был заботливою, любящую матерью страждущего человечества: к нему ежедневно приходили десятки и сотни людей самого разнообразного звания и состояния, каждый со своим недоумением, со своею просьбою, со своею скорбью, и никто не был им отринут, никто не уходил от него необласканным, неутешенным, неуспокоенным. В его маленькой келлии и вокруг нее толпились монахини, монахи, крестьяне, купцы, помещики, священники, студенты университета и духовных академий, гимназисты, гимназистки, курсистки, врачи, писатели, сановники...
3. Его беседы искали епископы, великие князья! И каждому у него находилось соответствующее «слово на пользу»! Со всеми он был одинаково обходителен, прост, вразумителен! И все чувствовали себя перед ним как дети пред опытным, добрым, мудрым отцом! Все свои отношения к людям он устанавливал исключительно на интересах совести приходивших к нему; ему было дорого прежде всего вечное спасение той души, которая вверяла себя его попечению! Оттого-то все его отношения к людям были так святы, просты, бескорыстны и значительны! Оттого-то так и льнули к нему души, так и стремились открыться пред ним до самого дна! А если кто и не умел этого сделать, то сам старец помогал ему, ибо он имел удивительный дар проникать во внутренний мир людей, читать в сердцах их как в раскрытой книге и разъяснять им то, чего они сами в себе не понимали и даже не замечали!
4. Разносторонность и богатство духа старца Амвросия были необычайны. Он совмещал в себе и живую веру, и деятельную жизнь, и строгость, и ласку, и серьезность, и шутливость, и собранность духа, и разговорчивость, и уединенность, и общительность, и величие духа, и простоту, и обширные теоретические познания, и житейскую опытность, и всецелую жизнь в Боге, и хозяйственную практичность! Старец Амвросий был мудрец - но его мудрость не была простым многознанием или богословскою начитанностью: это была громадная опытность ума и сердца в глубочайших переживаниях христианских чувствований и умение пользоваться этою опытностью применительно к данным людям и к данным обстоятельствам.
5. В своих советах он обыкновенно не бывал многословен, но он умел одним метким словом, шуткою, одним движением, поговоркою попадать в самое больное место вопрошавшего, ободрять его, утешать и указывать ему жизненный выход. По словам отца Сергия, велика была жизненная мудрость отца Амвросия, в нем было много отзывчивой теплоты чувства, и он умел понять каждого человека и подойти к его душевным ранам. Поэтому не только простой народ, искони льнущий к монастырям и старцам, но и сама наша интеллигенция, столь нередко слабая в вере, измученная сомнениями, малодушная, ропщущая, самолюбивая, нетерпеливая, а иногда и враждебная к Церкви и всему церковному, заметила его, оценила его и потянулась к нему, чтобы отогреться у его нежного, любящего сердца и поучиться у него мудрости христианской! И отогревалась, и научалась!»
6. Иеромонах Амвросий преставился 23 сентября 1891 года. А 6 июня 1988 года на Поместном соборе Русской Церкви он был прославлен в лике святых как преподобный. Ныне его мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни, привлекая паломников со всех сторон света. В этом издании собраны выдержки из книг о преподобном Амвросии, написанных в разное время. Первый из авторов - оптинский насельник схиархимандрит Агапит (Беловидов). Его иноческий путь начался в Оптиной пустыни, а впоследствии он сам стал одним из столпов оптинского благочестия. Труд по составлению жизнеописания преподобного Амвросия велся отцом Агапитом по соборному благословению Оптинских старцев и задумывался как наиболее полный материал для грядущей канонизации святого, в которой не сомневалась его многотысячная паства. В этом издании собраны наставления старца Амвросия, взятые из книги отца Агапита.
7. Второй автор, фрагмент труда которого под названием «Оптина Пустынь и ее время», вошел в эту книгу – это церковный историк Иван Михайлович Концевич. Его труд, посвященный Оптиной Пустыни, считается одним из лучших. В ней передан высокий дух Оптиной Пустыни и ее старцев, их благотворное влияние на русское общество, русскую мысль и русскую литературу 19 века. Очень важно и то, что автор книги - талантливый и благочестивый человек, который застал еще старую Оптину, всю жизнь питался от ее животворных корней и сумел донести свой опыт общения с ее святыми старцами до нас. А одна из глав книги «Оптина Пустынь и ее время» посвящена именно старцу Амвросию. Познакомиться с ней смогут читатели этой книги. Для удобства чтения текст разделен издателями на подзаголовки.
***
Еще одним из авторов, чье произведение под названием «Детская вера и оптинский старец Амвросий» вошло в эту книгу, является духовный писатель Евгений Поселянин. Его творчество началось по благословению преподобного Амвросия, продолжалось более четверти века и после долгих лет запрета возвращается к своему читателю. В этом издании представлен очерк Поселянина, услышанный им от человека, знавшего старца Амвросия. Этот очерк раскрывает значение старцев в жизни верующих. А завершает издание еще одна глава из книги Ивана Концевича, посвященная старчеству. По словам издателей, авторов этой книги объединяла любовь к великому подвижнику и благоговение перед его памятью. Верим, что прочитавшие эту книгу лучше узнают батюшку Амвросия и также полюбят благодатного старца.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!