***
1. В этой книге отца Наума излагается православное учение о творении мира: материального и духовного (ангельского), а также человека, получившего от Бога при творении дар находиться между этими двумя мирами, телом пребывая в мире вещественном, а по душе сродного Ангелам. Говорится в книге о грехопадении и его последствиях, о благодати, освящающей и спасающей человека и усваивающей каждому плоды искупления, дарованные Господом нашим Иисусом Христом. Раскрываются и такие важнейшие догматические истины как промышление Бога и Домостроительство спасения всего человечества и каждого из нас. Поэтому каждый, кто желает приобщиться к благодатной жизни Церкви, должен усвоить себе эти важнейшие знания.
2. В первой главе книги автор открывает нам учение о творении Богом мира, которое составляет, не только начало в учении о Боге в явлении Его тварям, но и центральный пункт во всем христианском богословии, его средоточие. По словам отца Наума, понятие о Боге как самобытном и высочайшем Духе образуется из знания о Нем как Творце мира. Признавая Его как Творца мира, мы усваиваем истины о Его всеблагом и премудром Промысле в отношении всего мира, а также совершении домостроительства нашего спасения. Признание Высшего Разума, стоящего у истоков нашего мира, должным образом поясняет и проявление разума в жизни мира. Значение догмата о Боге — Творце мира определяется также и тем, что в нем усматривается с очевидностью его богооткровенность. Подробнее о причинах возникновения мира, о создании времен, и о том, как через сотворение мира познается Творец, читайте в первой главе книги.
3. А далее автор говорит о соображениях разума в усвоении истины творения мира. Как отмечает отец Наум, «истина в том, что Бог есть единственный Виновник и Первопричина мира, то есть совокупности всего конечного бытия. Что мир не возник как-то беспорядочно или случайно, сам собой. Эта истина признается и естественным разумом человека». В связи с этим отец Наум пишет об изменчивости и условности видимого бытия (факт, что все существа изменчивы и условны, никто оспаривать не станет), объясняет целесообразность мира и понятие о всемогуществе Божием. По словам автора, «Церковь учит, что Бог есть Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получили свое бытие. Подробнее об этом отец Наум говорит в следующей главе, где знакомит читателей с учением Откровения о начальности, или временности, творения.
4. В одной из последующих глав автор раскрывает историческое значение повествования Моисея о происхождении и образовании мира, уясняемое из понятия о составе Священного Писания и рассказывает о порядке творения мира. В Книге Бытие изображена история возникновения и постепенного и последовательного образования мира. Рассказ этот очень краток, но вместе с тем в нем, по словам отца Наума, содержатся глубочайшие смыслы. О происхождении мира невидимого, упоминаемого как небо (Быт. 1,1), говорится совсем коротко. Что же касается мира видимого, или чувственного, то о его происхождении и образовании сообщены замечательные и содержательные сведения. С естественнонаучной точки зрения эти сведения, конечно, нельзя назвать вполне удовлетворительными, однако не нужно забывать той главной цели, какую имел здесь в виду бытописатель.
5. Целью его было вовсе не то, чтобы преподать людям подробную космогонию и учение о происхождении планеты Земля. Цель — научить читателей вере в Бога как истинного Творца всего мира. С точки зрения этой цели изложенная Моисеем история миробытия должна быть признана вполне достаточной. Завершая эту главу, автор пишет: «Порядок миротворения состоял в постепенном восхождении от общего к более и более частному, от простейшего ко всё более и более сложному и совершенному, причем каждое звено в цепи созданий Божиих являлось приготовлением к высшему и имело в высшем свою ближайшую цель. Во всей же истории миросоздания нельзя не видеть приготовления к созданию на земле такого существа, которое могло бы понимать чудеса творения Божия и разумно пользоваться сотворенным, то есть человека, поставленного царем природы».
6. Вершиной Божия творения были создания, наделенные разумом и волей, способные общаться с Творцом и добровольно следовать по пути духовно-нравственного совершенствования, избирать добро и избегать зла. Речь идет об Ангелах и людях. И о природе Ангелов, о времени их происхождения, автор рассказывает в следующей главе книги. А затем говорит о венце творения Божия – о человеке. Как пишет отец Наум, «отобразив Свою духовную сущность в творении небесных сил, Бог восхотел запечатлеть Свой образ и в земной твари. Такой тварью, творением Божиим, стал человек. В нем соединяется телесная и духовная природа, и его создание после видимого мира показывает, что этот мир не есть конечная цель творения, что творение Божие направлено на дарование бытия духовного. Мир материальный — только промежуточная форма творения, предназначенная к обетованию и развитию духовного существа, носящего в себе образ Божий.
7. Таким существом и является человек, который в лестнице тварей следует после Ангелов, перед которыми «немного умален» (см.: Пс. 8, 6). В отношении ко всем земным и чувственным существам он занимает первое, и высшее, или господственное, место. Каково же происхождение человека? Какова его природа и в чем ее превосходство над природой всех земных существ? Каково ее назначение? На все эти вопросы Откровение дает нам, хотя краткие, но совершенно ясные и вполне достаточные для нас ответы, которые читатели найдут на страницах этого издания. А завершает книгу объяснение «Учения о Боге Освятителе», где говорится о необходимости свободного усвоения даров Искупления, о сущности освящения человека и раскрывается понятие о благодати как объективном начале в освящении человека.
***
Старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин) отошел ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Последними наставлениями архимандрита Наума были слова: «Главное - это жизнь по Евангелию. Читайте Евангелие, запоминайте Евангелие». Сам батюшка стремился к тому, чтобы вся его жизнь стала Святым Евангелием. Такую же верность воплощенному Слову он завещал своим духовным чадам. Литературное наследие архимандрита Наума десяток толстых томов, в которых собраны «жемчужины духовного опыта». Мы надеемся, - говорят издатели, - что знакомство с творчеством архимандрита Наума принесет духовную пользу всем читателям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!