***
1. В предисловии этой книги автор - Тимофей Веронин - обращается к детям с такими словами: «Дорогие читатели, а знаете ли вы, что еще совсем недавно были такие времена, когда на крышах храмов росли березки и в монастырях могли располагаться детские исправительные колонии? Так было и в знаменитом Толгском монастыре под Ярославлем». История этой обители, как отмечают историки, одна из славных и в то же время трагических страниц в летописи Ярославского края. Основанный в 14 веке, процветавший на протяжении нескольких столетий и привлекавший множество паломников со всей России, в советское время он был полностью разорен и уничтожен. А в 50-е годы на территории монастыря располагалась детская исправительно-трудовая колония. Почти все монастырские постройки лежали в руинах.
2. Но, как говорит автор, «храм оставленный - всё храм», и монастырь, где живут малолетние преступники, может стать местом встречи с Богом и его святыми. Так случилось и в жизни героя повести – Алеши. Будучи по сущности своей художником и мечтателем, юноша попал в криминальную среду, и вскоре оказался в колонии, расположенной на территории Толгского монастыря. И вот здесь он встретил... преподобного Иринарха, святителя Трифона Ростовского и других святых. В его жизни вспыхнул новый свет. Свет веры. Конечно, события, описанные в этой повести, совершенно невероятны. Невероятны, но все же возможны, потому что Господь и святые Его рядом с нами.
3. Из этой повести юные читатели узнают непридуманную историю Толгской обители, и краткие жития ярославских святых - святителя Трифона и преподобного Иринарха. Как гласит история монастыря, основан он был в 1314 году епископом Ростовским Трифоном. Предшествовало этому событию чудесное явление иконы Божией Матери. Из жития известно, как однажды епископ Трифон, «возвращаясь из поездки по северным областям обширной епархии, остановился на ночлег в 15 верстах от Ярославля. В полночь он увидел дивный яркий свет, озаривший небо. Выйдя из шатра со своим архиерейским посохом, святитель обнаружил неизвестно откуда взявшийся мост, по которому перешел через Волгу. В светящемся столпе его взору предстал образ Богородицы. Долго со слезами молился владыка перед чудным образом, а потом по тому же мосту перешел обратно к шатру.
4. По глубокому смирению он хотел утаить это чудо, но, собираясь в дорогу, путники не обнаружили архиерейского посоха. Уразумев Промысл Божий, епископ Трифон рассказал о ночном событии своим спутникам. Все вместе на лодках они переправились через Волгу, так как чудесного моста уже не было, и увидели в лесу икону Божией Матери, а рядом с ней - святительский посох. На этом месте за один день была построена церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в который вечером святитель Трифон внес явленную икону. Икона получила название Толгской, по имени речушки Толги, впадающей в Волгу на месте устроения обители. С тех пор 21 августа празднуется явление иконы и основание Толгской обители, одного из старейших и наиболее почитаемых монастырей Ярославской земли.
5. А другой святой, о котором рассказывает автор, - преподобный Иринарх, затворник Ростовский помог герою повести - Алеше - пережить выпавшие на его долю страдания и вел его к познанию истинной веры. Как повествует житие святого, еще в шестилетнем возрасте он заявил своей матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом: буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям». И слово сдержал. Святой Иринарх прошел долгий, трудный, порою скорбный, но и радостный путь духовного возрастания, прежде чем принял постриг в Борисоглебском монастыре.
6. По откровению Божию и благословению настоятеля монастыря Иринарх удалился в затвор. Начав подвиг, он сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковался к деревянному стулу. Затворник наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. За это подвижник претерпел поругания и посмеяния от братии, но переносил все с кротостью и молился за них Богу. Почитание святого в народе росло, многие приходили испросить благословение у старца, «благодать чудес приемшаго» от Бога. Господь даровал Иринарху прозорливость. Далеко разносились пророческие слова преподобного из его убогой кельи. В годы правления Василия Шуйского старец в данном ему откровении узрел будущую участь Москвы и сам ходил в столицу, чтобы в беседе с царем духовно укрепить его в преддверии ожидавших скорбей.
7. Сила духа преподобного Иринарха поражала и врагов. Так, в настоящей повести говорится о встрече старца с одним из разорителей России – гетманом Сапегой. Гетман, увидев, как бедно живет святой, какие страдания переносит, спросил у него: «Для чего, батько, терпишь такую муку здесь, в темнице?» «Для Бога, - отозвался отец Иринарх, опустив голову. А потом поднял на него свои лучистые глаза, полные жалости, и добавил: — Воротись, пан, в свою землю. Полно тебе разорять Россию. Не вернешься — убьют тебя здесь». Как рассказывает автор, выйдя от затворника, гетман Сапега долго молчал. Потом обвел глазами свое притихшее воинство и сказал: «А ну, паны, пошли отсюда. В монастыре ничего не трогать, поняли?»
8. У кельи отца Иринарха стояли и другие воины, о которых читатели узнают, прочитав повесть «Толгское чудо». И не только познакомятся с историей обители, но и подчерпнут для себя что-то новое из истории нашей страны. А красной нитью через всю книгу проходит рассказ о Пресвятой Богородице, о Ее постоянном заступничестве за нас, о Ее огромной любви к каждому человеку! А почему это чудо называется Толгским? Читатели и сами наверно уже догадались.
***
История о мальчике Алеше, описанная в этой книге - по словам автора, - вымысел, авторская фантазия, но кому неизвестно, что «сказка ложь, да в ней намек». И здесь есть намек на несказанную радость общения с миром вечности, миром Божественной любви и милости. Хочется отметить, что эта повесть не заканчивается с последней страницей. Рассказ о дальнейшей судьбе Алеши продолжается в книге «На восходе солнца». В ней, как и в этой повести детей ждет встреча со святыми, такими как святитель Димитрий Ростовский, преподобный Авраамий, блаженный Исидор и другие ростово-ярославские святые.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!