***
1. Как отмечает в предисловии книги священник Александр Зелененко, в просветительском служении Церкви катехизация имеет важнейшее значение. Катехизация - это наставление в вере и оказание необходимой помощи человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в приобщении к христианскому образу жизни. Преемство веры, заповеданное Христом Спасителем Своим ученикам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20), сохраняется как непреложное правило введения в Церковь новых ее членов. И Церковь призвана сохранять и передавать веру, продолжать дело Христа во исполнение слов Его: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).
2. Пренебрегать осуществлением катехизации как веропреемства сегодня - значит забыть важность Божественного повеления и Предания Церкви, а такое забвение уже привело Россию в XX веке к духовной катастрофе, в результате чего целые поколения людей оказались оторванными от веры и церковной жизни. Отступление от веры привело к великим скорбям и страданиям наш народ, о которых пророчески предупреждал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В настоящее время возникла острая необходимость обучения крещеных людей основам православного вероучения, так как за последнее столетие христианское образование в нашем отечестве оказалось практически разрушенным.
3. Большая часть нынешних «христиан», по словам отца Александра, бывает в церкви, образно говоря, всего три раза в жизни: при крещении, венчании и отпевании. Чтобы исправить это плачевное состояние, необходимо проводить духовно-просветительскую работу с людьми, готовящимися принять Таинство Крещения, и с теми, кто уже крестился. Необходимо повсеместно возрождать практику огласительных и катехизических бесед о вере и церковной жизни, понимая, что все наши бедствия есть следствие ослабления духовной жизни. Это сейчас осознают все неравнодушные к судьбам людей, Церкви и отечества пастыри и миряне. Катехизация, подобно солнечному лучу, должна проникать во все слои общества, охватывать всех, чьи сердца ищут живой веры в Бога, подобно тому как Евангельское благовестив проникло во все концы вселенной.
4. Основная задача катехизации - пробудить сердце человека, чтобы он, услышав слово благовестия, обратился ко Христу, решился отложить свои прежние греховные привычки и начал путь богоугодной жизни. Достижение этой цели во многом зависит от личных и духовных качеств самого катехизатора, его ревности и искреннего желания привести людей ко Христу. Слушающие должны видеть в нем живой пример исполнения Евангельских заповедей, пример любви и заботы о ближних, которому сразу захотелось бы последовать. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Человеку, чтобы уверовать, важно увидеть в глазах верующего человека свет вечной жизни». Такой свет исходил от отца Иоанна Кронштадтского, а пример его жизни во Христе, слова проповедей и поучений пробуждали и покоряли десятки тысяч людей, которые по его примеру вставали на путь спасения.
5. Беседы, которые представлены на страницах этой книги, не содержат красивых слов и оригинальных выражений, но отличаются ясностью и глубиной мысли, опирающейся на библейский текст и святоотеческие творения. Составлены они ясно и доступно для понимания даже простыми людьми. Умение сказать просто о вещах сложных и трудных для восприятия - это особый дар, которым при исключительной богословской учености обладал отец Иоанн. Святые Церкви, жившие под водительством Духа Божьего, - наши лучшие учителя. В каждом слове Кронштадтского пастыря чувствуется особенная сила как отражение силы его собственного духа. Первые четыре беседы посвящены учению о Боге - Пресвятой Троице, которое, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «так важно и судьбоносно, что в вере христианской нет ничего важнее и возвышеннее этого учения».
6. Это учение, как отмечает отец Александр, до конца непостижимое для человеческого ума, излагается им просто и понятно. А святой Иоанн об учении о Пресвятой Троице, говорит, что оно «так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения; а все другие знания человеческие, относящиеся к земной жизни нашей и не касающиеся веры, если взять их вместе, — в сравнении с познанием единого Бога, в Троице покланяемого, — то же, что едва заметная точка: потому что Бог есть Источник всякой премудрости и знания и — познание Бога во Святой Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятой Троицы нет христианства. Без исповедания Пресвятой Троицы у нас не было бы ни Церкви, воспитывающей нас для неба, ни Таинств, которыми она освящает, подкрепляет и руководит нас в страну бессмертия; без учения о Святой Троице Страшный Суд, воскресение мертвых, воздаяние каждому по делам (ср.: Рим. 2, 6) в будущей жизни были бы для нас пустыми словами».
7. Вот как важно это учение, поэтому беседа о Пресвятой Троице и открывают эту книгу. В последующих беседах также доступно излагается о Боге Творце и Промыслителе мира, о грехопадении, об искуплении рода человеческого Христом Спасителем. Поэтапно проводя слушателей по пути познания основ православной веры, отец Иоанн призывает активно включиться в жизнь Церкви, участвовать в ее Таинствах с тем, чтобы по-настоящему встать на путь покаяния, доброделания и спасения души.
***
Беседы катехизического содержания святого праведного Иоанна Кронштадтского, впервые изданные в 1859 году, и сегодня могут принести неоценимую пользу в деле духовного просвещения. Они отличаются простым, ясным и подробным изложением глубочайших истин православной веры. В каждом слове Кронштадтского пастыря чувствуется особенная сила как отражение силы его собственного духа, ведь пример его жизни во Христе, его проповеди и поучения пробуждали и обращали на путь спасения десятки тысяч людей. Эта книга будет полезна как тем, кто только начинает свой путь христианина, так и тем, кто давно находится в церковной ограде: священникам, катехизаторам, миссионерам и всем православным христианам, желающим лучше узнать свою веру и приобщиться к святоотеческому наследию.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!