***
1. «Патрология», «патристика», «древнецерковная письменность». «Святые отцы и учители Церкви», «церковные писатели». Эти понятия теснейшим образом связаны между собой и часто употребляются почти в тождественном смысле. Однако между ними наблюдаются некоторые существенные различия. А в чем они заключаются, понятно далеко не каждому православному человеку. В то время как изучение святоотеческой и древнецерковной литературы должно занимать одно из важных мест в жизни любого христианина. Немало на этой ниве и потрудился известный православный ученый-патролог, доктор церковной истории, профессор Московской Духовной Академии Алексей Иванович Сидоров, собрание трудов которого выпускает издательство «Сибирская Благозвонница».
2. В рамках нашей программы уже были представлены пять томов из этого издания. Вкратце напомним их содержание. Первый том имеет название - «Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)». В него вошли статьи, в которых подробно исследуется исторический путь православного богословия 1-6 веков на материале святоотеческих творений, раскрывается святоотеческое отношение к наследию античной философии, рассматривается суть Таинства покаяния на материале церковной письменности, а также древнецерковная экзегеза и тема соборности. В статье «Размышление о судьбе православной патрологии» автор констатирует обязательность сугубо церковного подхода к изучению святоотеческих творений.
3. Во второй том под названием «Доникейские отцы Церкви и церковные писатели» вошел переработанный «Курс патрологии. Возникновение церковной письменности», вышедший впервые в 1996 году. Он обогащен еще одним разделом, посвященным жизни, трудам и учению св. Иринея Лионского. А в Приложении помещен перевод известного памятника древне-церковной письменности — «Дидахе» (Учение двенадцати Апостолов) с сопроводительной статьей и комментариями. Третий том называется - «Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия». В него включены работы, написанные в течение 17 лет - с 1996 по 2012 год; некоторые из них публикуются впервые.
4. Четвертый том называется - «Древнее монашество и возникновение монашеской письменности» и включает в себя работы, написанные автором в течение 15 лет - с 1998 по 2013 год. В них дается обзор истории древнехристианского монашества 4-6 веков в основном через призму письменных памятников, в которых заключены драгоценные жемчужины иноческого духовного опыта, прочно вошедшие в фундамент церковного сознания. Пятый том - «От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров» - включает работы, написанные в течение почти 28 лет - с 1986 по 2014 год. Книга делится на три раздела, каждый из которых посвящается отцам Церкви и церковным писателям - видным представителям древнецерковной письменности и богословия определенного периода.
5. И вот, наконец, шестой том - «Очерки по византийской патрологии». Он включает в себя работы, написанные в течение 25 лет — с 1995 по 2019 год. Как отмечает в предисловии автор, идея этих очерков возникла вполне закономерно. Предвосхитило ее одно рассуждение отца Георгия Флоровского, который в свое время писал: «Мы все стремимся ограничить круг признанных - и явно не готовы включить в число святых отцов "византийских богословов". Мы стремимся провести жесткую границу между "патристикой" в более или менее узком смысле и "византинистикой". Мы всё еще считаем "византийскую эпоху" каким -то упадочным придатком к "Веку отцов". Мы всё еще сомневаемся, имеет ли она какое-нибудь значение для богословской мысли.
6. Но византийское богословие - это никак не "повторение" богословия отцов, и то новое, что было в нем, ничем не уступает сокровищам "древнего" христианства. Византийское богословие органически продолжает Век святых отцов». И действительно, - отмечает Алексей Иванович, - классические курсы патрологии обычно заканчиваются жизнью, творениями и богословием преп. Иоанна Дамаскина, а последующие периоды освещаются очень выборочно, и цельная картина развития святоотеческой письменности обычно ускользает от нашего внимания. Конечно, преп. Симеон Новый Богослов или свт. Григорий Палама привлекали и привлекают внимание как исследователей, так и читающей публики, но это лишь отдельные вершины, которые часто затеняют собою другие, пусть не столь возносящиеся горе, но имеющие также немалое значение в нашем адекватном восприятии церковного Предания.
7. Поэтому автор ставил перед собой задачу дать общую картину исторического пути, пройденного церковной письменностью в иконоборческий, средне- и поздневизантийский периоды. Он не стремился предложить и научное исследование, поэтому во многом эта книга является компиляцией, почему и называется «Очерки». Хотелось бы подчеркнуть, - говорит Алексей Иванович, - что в центре внимания ее находится именно патрология, а не патристика, почему и зачином книги являются два эссе под названием - «Узкий путь святоотеческого богословия», определяющие всю тональность повествования.
8. Безусловно, - отмечает автор, - охватить в самом беглом обзоре сложную, неоднозначную, а часто и противоречивую картину святоотеческого наследия этих периодов не представляется возможным. Поэтому мы ограничились скромными целями наметить главные ориентиры и тенденции развития византийской патрологии на примере наиболее значимых личностей, их творений и преобладающих интуиций их миросозерцания.
***
В предисловии к первому тому собрания сочинений под общим названием «Святоотеческое наследие и церковные древности» Алексей Иванович Сидоров признавался читателям, что идея собрать свои работы в одно многотомное издание, принадлежит не ему лично, но его студентам. Порой на лекциях он советовал им обратиться к той или иной его статье или книге, но они жаловались, что достать их не всегда бывает возможным. Поэтому и возникла мысль издать то, что было написано ученым-патрологом на протяжении более тридцати лет. Эта книга, как и всё собрание сочинений, по мнению издателей, будет интересна не только преподавателям и учащимся духовных и теологических учебных заведений, но и всем тем, кого интересуют история Церкви и богословская наука.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!