***
1. Стоит отметить, что в основе всех сочинений Тальберга лежат всем давно доступные источники, общеизвестные факты. По словам протопресвитера Михаила Помазанского, Николай Дмитриевич всегда выбирал, суммировал и предлагал читателям «самое ценное, удачное, характерное, что он находил у наших самостоятельных и, в большинстве, лучших историков Церкви... Такой способ изложения в условиях нашего времени ценен тем, что здесь подводится итог историческим изысканиям, и в то же время мы знакомимся с точками зрения и с характером изложения целой плеяды русских историков». А историю России на страницах книг Тальберга мы видим в ее подлинной глубине, широте и высоте.
2. Основные принципы, положенные в основу сочинений историка - это историзм и православная церковность. Это можно сказать и о данном издании. По сути, читая эту книгу, самые широкие круги современных читателей могут приобрести систематизированное краткое изложение истории русского Православия в неразрывной связи с историей России. В предисловии книги мы читаем: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4,4). Этим словом Господа нашего Иисуса Христа всегда руководились русские люди в старые времена. Этою Божественною мудростью была одухотворена и жизнь царя, помазанника Божия, и беднейшего пахаря. На этой великой основе воздвигалась, крепла и росла древняя Русь».
3. Напомнить об этом и составляет главную задачу настоящей книги. Издавая ее в 1929 году, Кн. М. Горчаков уже тогда более всего помышлял о русской молодежи, о тех, кто придет на смену взрослому поколению. «Нашей молодежи, отмечалось в том издании, - приходится расти в те времена, когда т. н. «культурное» человечество все более забывает «глагол, исходящий из уст Божиих», и смысл жизни своей видит только в заботах о «хлебе». По безумию своему люди, развращенные соблазнительными учениями XVIII и XIX веков, завершившимися иудо-социалистическим коммунизмом, все более и более погружаются в засасывающую тину материализма. Не хотят слышать они «Божественный глагол» , который единственно ограждает людей от озверения и нравственного одичания.
4. Издатель прошлого века, выпуская в свет эту книгу, надеялся, что молодежь поймет «весь ужас замены основ христианства началами материалистической цивилизации». Что молодежь увидит «всю красоту древней, одухотворенной Руси» и осознает, «что воссоздать настоящую, старую Россию можно только на основах православия, и что блага житейские будут прочны, если жизнь государства и личная будет проникнута духовными, чистыми началами». Верю, - говорит Кн. М. Горчаков, - что русская молодежь со свойственной ей чуткостью все это поймет и, поняв, не будет блуждать по кривым западным дорогам, а станет стремиться выйти на прямой, широкий, исконный русский путь. И даст Господь Бог нашему юному поколению узнать во всей своей красоте возрожденную Святую Русь».
5. Вот такими словами предваряется эта книга, посвященная святой Руси. Скажем немного и о ее авторе, Николае Дмитриевиче Тальберге. Родился он 22 июля 1886 года в семье профессора Киевского университета, доктора уголовного права. Немало переживаний выпало в детстве на долю Николая. В раннем возрасте он лишился сначала отца, а через два года матери. Детство его прошло под кровом брата его отца Владимира Германовича Тальберга, а потом сестры матери в Подольской губернии. Учился он сначала в Киевском Екатерининском реальном училище, а с 1898 г. - в Императорском училище правоведения.
6. Свое призвание Тальберг видел в живом служении Отечеству, России и народу. Поэтому, окончив в 1907 году училище с золотой медалью, он поступил на службу в ведомство, которое стояло в то время на страже сохранения устоев Российской Империи, - Министерство внутренних дел. За 10-летний период пребывания на Императорской государственной службе, Николай Дмитриевич явил себя человеком Чести и Долга. После революции, не желая быть соучастником беззакония, Тальберг подал в отставку. После большевистского переворота участвовал в деятельности монархических организаций на родине. В 1920 году, будучи эвакуирован в Берлин, стал первым управляющим делами выбранного Высшего Монархического Совета.
7. Защищая монархические идеи в печати, Николай Димитриевич к этому времени выдвинулся как передовой и даровитый публицист и историк. Он много работал с 1920 г. в журнале «Двуглавый Орел» берлинского и парижского изданий и принимал большое участие в издании труда Сергея Сергеевича Ольденбурга «Царствование Императора Николая II». Итогом осмысления отечественной истории и стала книга «Святая Русь», вышедшая в Париже в 1929 году. Во вступлении автор привел слова Н.В. Гоголя: «...владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, а сам хозяин не знает, где лежит она.
8. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся со своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с неба для русского народа. Она одна в силах разрешить все узы недоумения и вопросы наши, … дать силу России, изумить весь мир согласною стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, — и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!..» Эту мысль русского писателя Тальберг и положил в основу своих исследований, присовокупив к ней суждение архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского), согласно которому «знание истории Русской Империи — необходимое пособие для историка Русской Церкви».
***
Многовековая история нашего Отечества поистине полна великими именами и событиями. И лучше всего изучать ее по духовным источникам, которые вобрали в себя всю красоту одухотворенной Руси. Лишь приняв этот бесценный опыт, мы осознаем главное: жизнь государства и личная становится благом, когда она пронизана высокими нравственными идеалами. Именно эти идеалы заложены и в сочинения Николая Дмитриевича Тальберга, который 50 лет стоял на страже бескомпромиссного служения интересам России. Эта его книга может не только оказаться интересной и полезной для многих любителей чтения, но и послужить учебным пособием — равно для светских и духовных заведений — по истории России и истории Русской Православной Церкви.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!