***
1. Книга «Светя другим...» рассказывает о жизненном пути Валерия Сергеевича Бояринцева - митрофорного протоиерея, учёного-хирурга, главы большого семейства. В судьбе этого православного человека отразились черты прошедшей эпохи - суровой, идеологически сложной и... по-христиански жертвенной. В первой части книги представлена автобиография батюшки, в первых строчках которой мы читаем о том, как юноша Валерий Бояринцев пришел в Церковь. «Я родился, - пишет батюшка, - 5 марта 1942 года в городе Запорожье в семье рабочего. В 1950-х годах наша семья переехала в Днепропетровск. С моим отцом, Сергеем Сергеевичем Бояринцевым, который был высококлассным токарем, случилось несчастье: в левый глаз попал осколок металла, в результате чего отец перестал им видеть. Очень переживая, он стал активно ходить в храм.
2. Недалеко от нас был женский Тихвинский монастырь, где одним из священников служил протоиерей отец Сергий Никитин, с которым папа сблизился особенным образом. Промыслом Божиим, молитвами отца в 15-16 лет я стал ходить в монастырь. Вначале только к исповеди. В соборе познакомился с Валерием Приходченко, и летом вместе мы поехали в Почаев, желая увидеть известного тогда старца Кукшу. Но его тогда уже изгнали из Лавры, и мы поехали в Залещики, где его и увидели. После этой поездки возникла мысль о поступлении в семинарию. Придя в монастырь, я зашёл боковыми дверями в алтарь и спросил у отца Сергия Никитина, как можно осуществить таковое желание. Он предложил зайти к нему в келью.
3. Жил он на территории монастыря в маленьких комнатках при храме. Одна - спаленка с огромными полками, уставленными книгами в основном старого издания, от взгляда на которые глаза разбегались, в другой ютилась тётя Катя (будущая монахиня Августа), и третья «приёмная», где стоял стол и несколько стульев, там он меня в тот раз и принял. Строго выслушал и направил в Епархиальное управление к секретарю, отцу Михею (будущему архиепископу Ярославскому). Это была моя единственная с отцом Михеем встреча. В Епархиальном управлении мне сообщили условия поступления в семинарию. После той нашей встречи с отцом Сергием я стал часто заходить и беседовать с ним».
4. Как отмечает батюшка, отец Сергий вызывал у него «восторг своей образованностью, умом». От него юноша «получил первые и основные наставления в православной вере. Всё остальное в жизни только нанизывалось на эти полученные от него понятия. Всё его поведение, облик, богослужение, духовничество, отношение к жизни, к церковной иерархии было отголоском святоотеческого православного миропонимания. Общение с ним оставляло своеобразное, неповторимое ощущение прикосновения к чему-то совершенно уже не встречающемуся в жизни. К чему-то древне-патриархальному и в то же время искромётно живому, активно интересующемуся всем происходящим».
5. Первые преследования за веру начались уже в школе: донесли комсомольские активисты, грозило исключение. Но благодаря защите завуча, дали доучиться и поступить в Днепропетровское художественное училище. Валерий мечтал стать иконописцем. В 1959 году закрыли Тихвинский монастырь, куда ходили Бояринцевы. Прихожане собрались у его стен, пытаясь протестовать. В тот день Валерия впервые взяли в милицию на допрос, вежливо допросили и отпустили. Прошло два годы учебы в училище, Валерий стал понимать, что занятия иконописью вряд ли ему пригодятся в жизни. Гонения на религию в тот период только усиливались, и он всерьез готовился к лагерям. С художественным образованием там можно было бы писать только портреты вождей и плакаты.
6. И тогда молодой человек решает кардинально изменить свою жизнь. За полгода он подготовился к экзаменам в мединститут, чтобы стать хирургом. С точки зрения Валерия такой поворот был вполне логичен: профессия врача пригодится всегда и везде, руки за годы занятий рисованием поставлены хорошо, а хирургия — это тоже творчество. Из училища Валерию Бояринцеву дали характеристику: «политически малосознателен». Но учился он в институте на все пятерки, кроме одного предмета — научного атеизма. После третьего курса на экзамене спросили прямо, верит ли он в Бога? «А это тот вопрос, на который верующий может отвечать только одно: верую и исповедую до смерти. И никаких отказов», — вспоминал отец Валерий.
7. Пришлось брать академический отпуск, чтобы не отчислили и на время забыли о верующем студенте. После окончания института Валерий получил не диплом, а справку, и распределение на год в Таджикистан. Вернувшись через год в Москву, защитил диплом и устроился работать в московскую больницу. Валерий Сергеевич работал детским хирургом, разрабатывал новый метод лечения эмпиемы плевры у детей, защитил по этой теме диссертацию. Его метод лечения позволил снизить смертность от заболевания в 10 раз. Были и другие разработки новых методов лечения сложных заболеваний. Свои наработки в хирургии он продолжал применять и внедрять во время и священнического служения.
8. Конечно, на первом месте у отца Валерия после его рукоположения было устроение богослужебной и приходской жизни в храме Архистратига Михаила в Алупке, настоятелем которого он был назначен в 1991 году. Пастырскую деятельность батюшке приходилось совмещать с трудом прораба, осваивая все строительные технологии, необходимые для восстановления разрушенного церковного здания. 30 лет батюшка управлял огромным храмом, приходом и хозяйством. Немалыми были и заботы о семье с восьмью детьми, в которой на данный момент уже более пятидесяти внуков.
***
Многообразная деятельность протоиерея Валерия Бояринцева, его попечения о Божием и человеческом, совпали с эпохой больших перемен, когда наша страна «с шумом падоша». Но, вместе с тем, разные стороны его личности оказались востребованными в условиях перестроечного времени. Эта книга служит сохранению памяти о достойном человеке - враче и священнике, земной путь которого окончился 11 сентября 2020 года. Издание включает интервью, статьи, проповеди отца Валерия Бояринцева и многочисленные воспоминания людей коллег и сомолитвенников, которым довелось знать батюшку, трудиться рядом с ним и постигать жизнь по вере под его руководством.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!