***
1. В сборник «Созвучие» вошли выдержки из произведений отца Иоанна (Крестьянкина) - они составили первую часть книги, - и святителей, труды которых он особо чтил и на протяжении многих лет благословлял издавать. В первые годы священнослужения отца Иоанна образцом проповедника и духовным наставником стал для него митрополит Николай (Ярушевич), которого называли тогда «московским Златоустом». 7 июля (старого стиля) 1944 г. митрополит Николай ввел Иоанна Крестьянина в алтарь, на свой день рождения — 1 января 1945 г. — рукоположил в диаконы. Иерейскую хиротонию отца Иоанна 12 октября 1945 г. совершил патриарх Алексий, а митрополит Николай прислал фотографа, благодаря чему появились замечательные фотографии рукоположенного отца Иоанна...
2. В годы его заключения Владыка Николай посылал отцу Иоанну утешительные весточки, а весной 1953 г. смог передать в лагерь через батюшкиных духовных чад Святые Дары, поместив их в освященный хлеб... После освобождения отца Иоанна из лагеря в 1955 г. общение возобновилось. Слова митрополита Николая были для отца Иоанна образцом современной православной проповеди. 4 тома Слов митрополита Николая были изданы при жизни Владыки, а 5-й том подготовил отец Иоанн и передал издательству «Правило веры» машинописный текст и фотографии. По этим материалам в 2000 г. издательство выпустило книгу «Свидетель православия. Слова, речи, выступления митрополита Николая (Ярушевича)».
3. Тогда же отец Иоанн передал составителю этой книги Христофору Силину «Папку для тетрадей» с его многочисленными выписками из Слов митрополита Николая, сказав при этом: «Тебе пригодится». Выписки отца Иоанна из Слов митрополита Николая составили вторую часть сборника «Созвучие». Прочитаем некоторые из них. Вспомним о двух главных заповедях, данных нам Спасителем: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мф. 22, 36-40). И вот как владыка Николай объясняет эти заповеди:
4. «Любовь, - пишет он, - это чувство, которое не замыкается где-нибудь внутри нас, в глубине человеческого духа, но всегда ищет проявления вовне. Любовь к Богу зовет нас любить то место, в котором Он открывает Себя людям, где мы чувствуем особенную близость к себе Бога нашего, — любить святой храм. Любовь к Богу проявляется в любви к Его слову, вечному, неисчерпаемому, через которое Он говорит с нашими душами, подобно тому как в нашей земной любви между собой мы ищем встреч и бесед с любимым человеком, тоскуя при долгой разлуке. По любви к Богу мы должны любить Его заповеди, должны желать всем сердцем исполнять Его волю, во имя Его делать как можно больше людям добра, как Сам Он завещал нам: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин. 14, 23).
5. «Почему в нас так мало бывает любви к ближнему?» - спрашивает владыка, и отвечает: «Потому, что мало у нас веры в Небесного Отца, мало сознания того, что мы, имея одного Небесного Отца, друг другу братья. А если нет любви друг к другу, разве мы можем быть наследниками вечной жизни? Царство Небесное — это царство любви, и войдут в него только те, кто исполнит первую и наибольшую заповедь нашего закона и вторую, ей подобную (Мф. 22, 36-40)». Вот так просто и доступно говорит митрополит Николай, «в словах и поучениях которого прозрачным ключом бьет чистая вера и простое, как искренняя преданность Богу, благочестие. И вот это завладевает душой, потому что действует непосредственно на неё с убежденностью, превосходящей земной разум».
6. Другим человеком, близким по духу отцу Иоанну Крестьянкину, был и митрополит Вениамин (Федченков). Отмечая глубину его познания духовных предметов и вместе с тем простосердечие, отец Иоанн как-то сказал автору-составителю книги: «Посмотри, человек в 60 лет не стыдится писать: «Должен смиренно сознаться, что церковное торжество [Вход в Иерусалим] мне было далеко не ясно... Стал читать богослужение: открылась и глубина события, и теснейшая связь его с днями страданий Искупителя"». Пастырская забота Владыки Вениамина была в том, чтобы показать, что события двунадесятых праздников и Святой Пасхи являются ключевыми в Божием домостроительстве спасения человека. При этом в своем изложении, — опираясь на богослужебные тексты и творения святых отцов, — он вживается в действия Участников происходящего: Богородицы, ангелов, апостолов и других, в их мысли и переживания, старается своим повествованием и читателя сделать соприсутствующим на совершающемся событии.
7. Вл. Вениамин вплетает в текст свои воспоминания, беседует с читателем живо, эмоционально, доверительно, и от этого сложное становится и понятным, и близким. С митрополитом Вениамином отец Иоанн, в то время клирик Рязанской епархии, общался, посещая Псково-Печерский монастырь, где тогда владыка жил на покое. Хранил отец Иоанн и переданный ему митрополитом Вениамином листочек со словами: «Пора нам всем понять, что мы являемся существенной ненужностью никому, кроме Бога». Как отмечает автор-составитель, отец Иоанн помогал ему в издании книг митрополита Вениамина, и одна из любимых им книг владыки — «Рождество Христово» — является третьей частью «Созвучия».
8. А о святителе Феофане -Затворнике отец Иоанн говорил, что его творения — это «ручей словес Духа Святаго», и еще говорил: «Если бы я раньше прочитал святителя Феофана, я бы многое понял раньше». Еще во времена самиздата по благословению отца Иоанна Крестьянкина были напечатаны книги: «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь», «Мысли на каждый день года», а батюшка раздавал эти книги духовным чадам. Спустя годы издательство «Правило веры» по благословению отца Иоанна издало 40 наименований книг святителя Феофана. «Обозрение домостроительства спасения» — выдержки из труда святителя Феофана «Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам» — завершает сборник.
***
В 20-м столетии воссиял на небосклоне нашей Православной Церкви благодатный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), проповеди, наставления которого можно найти в личной библиотеке всякого верующего человека. Через слово отца Иоанна десятки тысяч русских людей открыли свои души Богу. Взять хотя бы книгу - «Опыт построения исповеди». Для многих она стала первой книгой на пути в Церковь, на пути к покаянию. Книга «Созвучие», которую мы сегодня представили вашему вниманию, приоткрывает скрытый от нас внутренний мир отца Иоанна, открывает нам тех людей, с кем он был связан духовно, труды которых особо почитал. Сегодня эти труды доступны более широкому кругу читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!