Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Это уже третье издание книги «Родина адмирала», посвящённой родным местам двух русских святых - праведного воина Феодора Ушакова и преподобного Феодора Санаксарского. Книга дополнена новыми фактами из летописей рода Ушаковых, а также истории храма Богоявления-на-Острову и Островского Богоявленского монастыря. В заключительной главе речь идёт о реализуемом ныне проекте возрождения этих территорий Верхней Волги. Как говорится в издании, святой праведный воин Феодор Ушаков родился и вырос на Верхней Волге. Имение его отца Фёдора Игнатьевича Ушакова находилось в сельце Бурнакове (как значится в переписной книге Романовского уезда за 1709 год – Борнякове), на полпути между Рыбинском и Романов-Борисоглебском, на левом берегу великой русской реки. Именно здесь, на волжских просторах среднерусской равнины, как драгоценный плод, зрела душа юноши, вся жизнь которого стала подвигом во славу Божию и во славу России.
Известно имя прапрадеда адмирала – Дмитрий Калинович Ушаков, за ним поместье в «Бурнакове Кологодского стану» числилось еще в XVII веке. Затем, во II половине XVII века, оно досталось прадеду адмирала Василию Ушакову. Позднее им владел дед – Игнатий Васильевич (ок. 1670–1753), по государеву указу руководивший соляными сборами в Романовском уезде. Был он небогат, хотя и жил в достатке. Та же переписная книга свидетельствует, что ему принадлежали «помещичий двор, одна пустошь, крестьянских дворов – 2». В этом документе также сохранились сведения и о нескольких десятках потомков рода Ушаковых, имевших тот же имущественный статус и живших соседями неподалёку, на землях старинных Кологодского и Воздвиженского станов. Известно, что Ушаковы принадлежали к древнему дворянскому роду: они приходились роднёй Долгоруким, Голицыным, Вяземским.
В первой трети XVIII века все три сына Игнатия Ушакова служили в Преображенском полку, эта служба для мелкопоместного дворянина была почетной. Особенным для семьи Ушаковых был пример жизни Ивана Ушакова, дяди будущего адмирала. Родившийся в 1717 году, он уже в семилетнем возрасте был записан в лейб-гвардии Преображенский полк, а в 1735 году отправился туда служить. Осенью 1743 года сержант Иван Ушаков стал свидетелем внезапной смерти товарища, случившейся во время дружеского застолья. Под сильным впечатлением от случившегося Иван тайно оставил службу в гвардии и ушел к монахам-отшельникам в леса Северной Двины.
Шесть лет спустя его нашли, арестовали и доставили в Санкт-Петербург, к императрице Елизавете Петровне, которая предложила ему вернуться в полк. Однако Иван Ушаков ответил: «Одного прошу у Вашего Величества: дать мне умереть монахом». И 13 августа 1748 года в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга он принял монашеский постриг с именем Феодора. В то время его племяннику Фёдору Ушакову исполнилось только три года. Однако это исключительное для семейства Ушаковых событие, за которым последовали известия о ревностном служении иеромонаха Феодора, впоследствии основателя Санаксарского монастыря и учредителя особо строгого монастырского устава, было постоянным предметом бесед в семье Ушаковых и оказало влияние на всю дальнейшую жизнь прославленного флотоводца.
Как утверждает Владимир Дмитриевич Овчинников, один из земляков адмирала Ушакова, уже в XXI веке исследовавший большую часть известных источников о его жизни и деятельности, «процесс обучения детей провинциального дворянства происходил, как правило, при монастырях, храмах и других церковных учреждениях. Такая система сложилась с древних времен. Однако, если в древности целью обучения выступало приобщение человека к Богу, направление его «на путь истинный», «на путь спасения», то, начиная с Петра I, основой стало светское обучение, а духовно-нравственная сторона этого процесса носила уже подчиненный характер.
Используя метод аналогий, с большой долей вероятности можно предположить, что домашнее обучение и, в определенной степени, воспитание Фёдора Ушакова происходило в Богоявленском Островском монастыре, расположенном в трех верстах от Бурнакова, и было подчинено подготовке к поступлению в военно-учебное заведение и духовно-нравственному воспитанию, – пишет В.Д. Овчинников. – Исследование ранней биографии Ф.Ф. Ушакова позволило установить, что в детстве и юности он часто приступал к исповеди и Причастию. Церковные Таинства выступали как мощные и эффективные средства, воздействовавшие на его эмоции и волю. Так, молитвы помогали научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповеди приучали к самоанализу, к мысли о неотвратимости наказания за грехи и проступки — к покаянию; посты, епитимьи, телесные наказания помогали укрощать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость.
Посещение и обследование во время экспедиций («полевых» исследований) храмов XVIII века, сохранившихся в Рыбинском и Тутаевском (Романовском) районах Ярославской области, в том числе и церкви Богоявления-на-Острову, дают основание говорить еще об одной форме духовно-нравственного воспитания – почитании святых земли Ярославской: благоверных князей Феодора Ярославского и Александра Невского, преподобных Иринарха, Сергия Радонежского, Авраамия, святителей Димитрия и Леонтия Ростовских и многих других. На примере их праведной жизни воспитывались жители всей Ростово-Ярославской епархии, в том числе и Фёдор Ушаков. О его жизни и его родном крае рассказывает эта книга.
***
Эта книга о родине святого праведного воина Феодора Ушакова вышла в свет накануне славного юбилея адмирала – 275-летия со дня его рождения. Это своеобразная летопись истории исследований и сохранения памяти о выдающемся земляке на его родине, а также летопись событий прошедшего пятилетия, связанного с возрождением храма Богоявления-на-Острову – этой драгоценной святыни Ярославской земли, прихожанами которого были и Ушаковы. Большой, чудом сохранившийся здесь каменный храм, переживший все лихолетья отечественной истории, был основан в 1701 году и является ровесником Российского Флота. И сегодня он возрождается, а вместе с ним возрождаются к жизни со Христом и человеческие сердца.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!