***
1. Итак, Кто же такой Христос? Отвечая на этот вопрос, мы, по словам автора, сталкиваемся с величайшим разбросом мнений, которые порождают все новые вопросы. Еще при жизни Иисус спрашивал у учеников: За кого люди почитают Меня? (Мф.16:13). Одни говорили, что на землю вернулся пророк Илия, живший за восемьсот лет до Рождества Христова. Другие полагали, что это – Иеремия, потому что он спрятал ковчег Завета – величайшую святыню Израиля, и она исчезла. Иудеи верили в то, что он придет вновь. Третьи нисколько не сомневались в том, что перед ними – всего лишь ловкий обманщик. Четвертые считали Его сумасшедшим. Пятым казалось, что Иисус одержим бесами. Некоторые уверяли, что народ имеет дело с политическим преступником…
2. Несмотря на то, что с тех пор пронеслись уже двадцать столетий, как отмечает автор, - в наше время эти споры не только не утихли, но звучат еще громче, а спектр суждений еще более расширился. Кто же Такой Христос? «Инопланетянин», «экстрасенс», «махатма, пришедший из Индии и достигший там мудрости», «иудейский пророк», «Сын Божий и Бог» – чего только не услышишь… Я, - говорит отец Геннадий, - предлагаю вашему вниманию цикл лекций, посвященных Иисусу Христу. Казалось бы, что нового могут почерпнуть из них православные россияне? Вроде бы, нам и так обо всем известно!
3. Но, оказывается, в России о Господе знают очень мало, и даже, что еще более удивительно, православные христиане порой знают о целителе Пантелеймоне или о чудотворце Николае больше, чем о Нем. Заходишь в дом, поднимаешь глаза: икона Божией Матери, икона Ангела Хранителя… А вот образа Спасителя нет! Не случайно в одной современной книжке православные христиане иронично называются «николаитами», то есть людьми, почитающими, прежде всего, святителя Николая. Как раз, поэтому автору и хотелось бы поразмышлять с читателями именно о Христе. Прежде всего, отец Геннадий отмечает совершенно уникальную особенность, относящуюся лишь к Личности Христа. Множество людей жили и продолжают жить на земле, однако ни о ком более не было возвещено наперед много веков тому назад - вся Его жизнь и все Его дела были так или иначе предвозвещены пророками.
4. Христос еще не родился, Его еще не было на земле, но Он уже существовал в многочисленных и недвусмысленных пророчествах. О Нем говорили, Его ждали, Его заранее любили, за Него отдавали свои жизни, с Ним уже тогда боролись… О Христе пророческом говорит автор в первой главе книги. А следующая глава называется – «Христос в библейских символах». Как пишет автор, миру, в котором мы живем, присуща немаловажная особенность: все в нем когда-то кем-то сотворено. А творение всегда неизбежно несет на себе отпечаток личности творца, будь то стихотворение, картина или здание. По сотворенному можно судить о творце, более того, сотворенное является в некотором смысле его «визитной карточкой». Как Христос жил в ветхозаветных пророчествах задолго до того, как пришел на землю, так живет Он и ныне во всем окружающем нас мире. Богословы говорят о «иконичности мира», подразумевая под этим, что мир – большая икона Божия.
5. В этой главе автор рассуждает не просто о Творце – Всевышнем и Всемогущем Боге, а именно о Христе, и оказывается, что этот мир отражает Христа очень многообразно, мир несет на себе Его отпечаток и является знаком, символом Христа. Творение Божие отражает Христа на всех уровнях бытия. Об этом часто рассуждают философы; об этом многократно свидетельствует Священное Писание. Автор предлагает читателю мысленно пройтись по лестнице тварного бытия от самой низшей до самой высшей его ступени, и рассмотреть на каждой из них символы Христовы.
6. Третья глава книги называется «Христос – Сын Человеческий». Здесь автор рассказывает о рождении Сына Человеческого, о человеческой немощи, о друзьях и так называемых «благожелателях» Христа, о Его внешности и о страданиях Сына Человеческого. В четвертой главе говорится о Христе, как о Сыне Божием. «В этих словах, отмечает автор, - также заключена великая тайна. Именно они порождают неимоверное разномыслие. Человек либо принимает Христа как Сына Божия, либо, если он этого сделать не в состоянии, у него неизбежно возникают другие, самые различные предположения. Что такое Сын Божий? В Священном Писании эти слова употребляются в различных смыслах, поэтому и христиане понимали их тоже по-разному. То или иное восприятие этого словосочетания делает человека или православным, или еретиком.
7. А что же Сам Христос? О Своем бого-сыновстве Он, по словам автора, - говорит очень мало и весьма осторожно. Публично, практически, не говорит вообще. Возникает закономерный вопрос: почему? Ведь пришедшему в этот мир Спасителю не составило бы труда сотворить такое чудо, которое вынудило бы людей признать Его Сыном Божиим. Но какой в этом был бы смысл? Никакого, ведь Христос пришел для того, чтобы спасти нас. Он стал Человеком, чтобы, как говорит святой Афанасий Великий, люди стали богами, то есть, чтобы они приобщились к Божественной природе. Господь хочет быть узнанным. Он не говорит о Себе: «Я – Сын Божий», Он ждет, когда так Его назовут люди.
8. Человек, как отмечает отец Геннадий, - сам должен прийти к истине, в противном случае это будет вынужденным признанием, которое не глубоко, от которого легко можно отказаться. А еще, как говорит автор, вера начинает работать там, где в бессилии останавливается разум. Если мы понадеемся исключительно на силу своего интеллекта, то неизбежно натворим много глупостей, которые будем выдавать за некую высшую истину. Но в такой системе координат места для Бога уже не останется.
***
Кто Такой Христос? Что значат ветхозаветные пророчества и евангельские свидетельства? Каким мы видим Христа в апокрифах и исторических источниках? На эти и другие вопросы размышляет автор книги. В ней вы найдете уникальный рассказ об Иисусе Христе: глубокий, наполненный историческими и богословскими знаниями, в то же время изложенный поразительно доступно и увлекательно. Книга удивительно сочетает в себе глубину исторически-богословских знаний со способностью автора убедительно и просто донести свою мысль до читателя. А последовательность в изложении темы превращает книгу в полноценный богословский курс, причем курс поразительно ясный и захватывающий.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!