Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется «Перемена судьбы и другие рассказы». Рассказывает она о монастырских послушаниях и трудах. Ее автор, - протоиерей Евгений Пелешев, бывший̆ с 1946 по 1951 год послушником Псково-Печерской обители, рисует читателю картину монастырской жизни тех лет. Живой рассказ о трудных послевоенных годах, по мнению издателей, никого не оставит равнодушным. В предисловии книги вкратце говорится о самом авторе. Отец Евгений родился 13 декабря 1930 г. в Эстонии. Отец его, Федор Андреевич, был глубоко верующим человеком, помощником священника в храме в деревне Ямы, а мама умерла рано, оставив пятерых детей. Дети жили с мачехой, которая, по воспоминаниям батюшки, была очень хорошей женщиной.
2. При эвакуации во время войны семья оказалась рядом с Пюхтицким монастырем. Здесь Евгений работал три года у эстонских хозяев. Начав еще в школе изучать эстонский язык, здесь он общался только на эстонском языке и быстро освоил его. Все эти годы почти каждый будний день и в праздники он ходил в храм, и ему нравились церковные службы. В 1946 г. Евгений пришел в Псково-Печерский монастырь, но вскоре после этого отправился в Троице-Сергиеву лавру. Однако в монастыре ему остаться не разрешили как бывшему в оккупации. Евгений вернулся и стал послушником Псково-Печерского монастыря.
3. Весной 1950 года в Псково-Печерском монастыре состоялся монашеский постриг священника из Эстонии Романа Танга, который через несколько дней после этого был возведен в сан епископа Таллинского и Эстонского. Постриг совершил тогдашний наместник, архимандрит Пимен (Извеков), будущий патриарх. Новый владыка Роман предложил послушнику Евгению поступить к нему иподиаконом и келейником. Но кроме этих послушаний был Евгений у владыки и поваром, и шофером. В эти годы он готовился к поступлению в Ленинградскую семинарию, куда поступил в 1953 году, имея опыт почти десятилетней монастырской жизни и многое зная из служб наизусть.
4. В эти годы священников было очень мало, многие приходы пустовали. Поэтому, проучившись всего два года, Евгений Пелешев священноархимандритом Псково-Печерского монастыря и епископом Псковским и Порховским Иоанном (Разумовым) был возведен в священный сан для служения в приходе Залесье, в семи километрах от Печор. Приход был двуязычным, семь деревень — эстонскими. Отец Евгений освоил службу на двух языках и прослужил здесь двадцать лет, сроднившись со своими прихожанами. Приход был бедным, так что священник и его матушка, Татьяна Васильевна, содержали храм на деньги, вырученные от продажи яблок. Отец матушки был известным на всю область садоводом, которому принадлежали пять гектаров яблоневых садов. «Мы там трудились, — вспоминает батюшка, — этим и жили. Яблок десятками тонн собирали, с одной яблони до полтонны антоновки, сдавали их машинами».
5. Так прошло двадцать лет. В это время в Печерах умер отец Петр, настоятель церкви Святой великомученицы Варвары, приходского храма сету — православной этнической группы эстонцев. И отец Евгений, как знающий эстонский язык богослужения, с февраля 1975 начал трудиться в этом храме. И служил до последних дней своей жизни. За усердное многолетнее служение батюшка был награжден орденом Святого князя Владимира, а к 75-летию со дня рождения и 50-летию служения в священном сане награжден орденом Святого благоверного князя Даниила Московского третьей степени... В этом году, 16 января старейший священник Псковской епархии, протоиерей Евгений Пелешев, на 91 году жизни отошел ко Господу.
6. Сегодня мы имеем возможность познакомиться с воспоминаниями отца Евгения, повествующих о коротком периоде его послушнической жизни в Псково-Печерском монастыре. Свой рассказ батюшка предваряет такими словами: «Различными путями приводит нас к Себе Господь. И хоть всем нам дана в земной жизни единая цель - спасение своей души, - но как порой различны способы достижения этой цели! К тому же наши собственные замыслы о своей судьбе редко совпадают с высшим Промыслом и неисповедимыми судьбами Божиими. Иной собирается до скончания века жить в миру, а минул год-другой - глядишь, он уже где-то в монастыре спасается. А иной с юных лет в послушниках, да так и не станет монахом...
7. Вот и я, грешный, - пишет отец Евгений, - бывший послушник благословенной Псково-Печерской обители, не сподобился принять иноческого образа, а прожил жизнь белым приходским священником. Но что было, то было, и молодые послушнические годы не выкинешь из сердца. Снова встает передо мной то послевоенное скудное время, те труды, посты и молитвы, а порою чего тут греха таить! - и наши юношеские шалости. Но если уж начал рассказывать, то расскажу, что помню, все по порядку». И вот батюшка начинает вспоминать, как он в конце марта, на Крестопоклонной неделе пришел пешком в обитель, преодолев 250 верст за пять дней. Как вспоминает автор, Печерская обитель предстала перед ним в печальном виде.
8. «Куда ни глянь – всюду незалеченные раны войны», - отмечает он в первых строках своих воспоминаниях и подробно описывает, как выглядел монастырь в то время. Но, как отмечает отец Евгений, они, несмотря на разруху, на бедное и голодное время, послушники обители «жили не тужили, в поте лица всяк день с утра до вечера трудились». О буднях и праздниках, о радостях и трудностях, об отцах и братии – рассказывает отец Евгений на страницах этой книги.
***
Протоиерей Евгений Пелешев, по свидетельству знавших его людей, по натуре своей был приходской священник. И может быть поэтому отцы Печерской обители не уговаривали его остаться в монастыре, когда в 1951 году он решил уйти. «Я был молод, здоров, силен, - вспоминал батюшка, - успевал везде и всюду. Проще и легче было сказать, какие послушания я не выполнял: был и шофером, и звонарем, и трапезником, и иподиаконом, и пономарем, и мотористом, и косарем, и жнецом, и чтецом, и сторожем, и даже - как знающий русский и эстонский языки - проводником в пещерах...» Всё это впоследствии пригодилось ему, и об этом отец Евгений рассказывает в своей книге. По словам издателей, эта книга более полно раскроет для православного читателя образ монастырской жизни в ее трудовой повседневности, с ее нуждами и скорбями, с ее радостями и утешениями.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!