***
1. Издательство «Сибирская Благозвонница» и Нижегородская духовная семинария представляют вниманию православного читателя главный экзегетический труд великого святого отца Древней Церкви преп. Максима Исповедника «Вопросоответы к Фалассию», адресованный другому святому — преп. Фалассию (Ливийскому, или Африканскому). «Вопросоответы к Фалассию» показывают преп. Максима как великого мыслителя, богопросвещенного богослова и блестящего знатока Библии и экзегета, открывающего в своих толкованиях грандиозную картину глубинного богословского-философского миросозерцания.
2. Перевод, предисловие и обширные комментарии выполнены ныне почившим профессором Московской духовной академии, доктором церковной истории Алексеем Ивановичем Сидоровым. Как отмечает митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, «Вопросоответы к Фалассию» - это крупное и сложное сочинение посвящено толкованию трудных мест Священного Писания. На русский язык его начал переводить еще на заре XX века замечательный русский ученый-патролог Сергей Леонтьевич Епифанович, но работу прервала смерть исследователя. Принял эстафету перевода преп. Максима уже в 90-х годах XX века наш современник — профессор Московской духовной академии Алексей Иванович Сидоров: в 1993 году в издательстве «Мартис» вышли на русском 55 из 65 «вопросоответов».
3. Можно сказать, - говорит владыка Георгий, - что в России эта книга стала настольной для тех, кому интересно наследие преп. Максима Исповедника. Остальные десять «вопросоответов», самые объемные, публиковались по отдельности в разных журналах и многим были недоступны. Предлагаемая ныне вниманию читателей книга содержит перевод с комментариями всех 65 «вопросоответов» — итог почти 30-летней работы Алексея Ивановича над данным сочинением». По словам самого переводчика, адресован труд преп. Фалассию, известному своим аскетическим сочинением «О любви», вошедшим в «Добротолюбие». Он был одним из вождей православных монахов, вынужденных нашествием персов и арабов эмигрировать с греческого Востока в Северную Африку, где Фалассий стал игуменом одного из монастырей.
4. Датируются «Вопросоответы» периодом до 633/634 гг. С формальной точки зрения их можно отнести к весьма распространенному в Византии жанру «Вопросов и ответов», но, как отмечает глубокий знаток творчества прп. Максима - Жан-Клод Ларше, произведение следовало бы назвать «Ответами к Фалассию», поскольку сам преп. Максим не задает в нем никаких вопросов. Общепризнано, что данное творение является экзегетическим трудом. И действительно, Священное Писание у преп. Максима, как и у подавляющего большинства отцов Церкви, играло огромную роль, определяя всю жизнь и миросозерцание преподобного отца. В целом экзегеза преп. Максима выдержана в духе александрийской традиции с ее акцентом на духовном изъяснении и ярко выраженным христоцентризмом.
5. Однако здесь следует учитывать одно важнейшее обстоятельство. Для преп. Максима толкование Писания не есть изучение и исследование некоего объективируемого нами и внеположенного нам текста, но слово Божие, обращенное к нам, живущее в нас и ведущее нас к спасению. Оно нас деятельно научает и определяет наиважнейшие и главные ориентиры христианского жития и нераздельно сопряженного с ним христианского ведения, в первую очередь боговедения. Цель же христианского жития и ведения есть спасение и обретение блаженного удела в Царстве будущего века. Эта существенная черта экзегезы преподобного отца определяет и характер «Вопросоответов», а поэтому данный труд является и экзегетическим сочинением, и тайнозрительно-аскетическим трактатом.
6. Более того, такой характер толкований преп. Максима проявляет и наиважнейшую черту всего его богословия. Несмотря на всю его возвышенность, насыщенность и подчас сложность мысли, оно ни в коей мере не есть интеллектуальная «игра в бисер», как то порой изображают его некоторые западные и прозападные российские исследователи, но представляет собою «умное отражение» всецелой жизни и мышления во Христе». Как отмечал в своем предисловии Сергей Леонтьевич Епифанович, «как сравнительно поздно написанное сочинение, рассчитанное притом на читателей, знакомых с предшествующими сочинениями преп. Максима, «Вопросоответы к Фалассию» могут на первых порах представить немало затруднений для начинающего читателя, незнакомого, например, с учением св. отца о практической философии (деятельном любомудрии), т. е. подвижнической жизни.
7. Но при достаточной углубленности все же и подобного рода трудности могут отпасть сами собою. Вообще же говоря, начать чтение преп. Максима с «Вопросоответов» интересно в том отношении, что это сочинение, как завершительное в ряду мистико-созерцательных творений преп. отца, знакомит с высшими плодами его духовной жизни и потому заслуживает особенного внимания. Недаром и сам преп. Максим уделил ему исключительное внимание, о чем красноречиво говорят и размеры сочинения, – это самое большое из всех творений св. отца, – и приложенные к нему самим автором схолии». «Вопросоответы к Фалассию», по словам Епифанович, пользовались большим вниманием в Византии. На них часто ссылались разные писатели. Ими пользовались составители разных сборников. А сегодня этот труд, требующий внимательного изучения, доступен широкому кругу читателей.
***
Еще раз отметим, что перевод труда преп. Максима Исповедника «Вопросоответы к Фалассию» выполнен профессором Московской духовной академии, доктором церковной истории Алексеем Ивановичем Сидоровым. Высоко оценивая труд уважаемого профессора, почившего в этом году, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий советует читателям, и прежде всего студентам духовных семинарий, внимательно изучать это творение и комментарии к нему. Это как образец святоотеческой мысли и замечательный опыт православного исследовательского погружения в него, что поможет им обрести новые горизонты вечных и неизменных истин о Боге и спасении на пользу богоспасаемой паствы, церковной науки и духовного просвещения на ниве Христовой.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!