***
1. Как говорится в предисловии книги, «редко кому за жизнь выпадало столько горя и редко кому при этом удавалось сохранить такое достоинство и принести столько пользы людям, как великой княгине Елисавете Феодоровне. Ее судьба удивительна: внучка английской королевы, немецкая принцесса, вдова убитого террористом брата русского царя, православная преподобномученица, погибшая страшной смертью под Алапаевском и похороненная в Иерусалиме. «Великая матушка», - так называли Елисавету Феодоровну в народе. Она стала образцом христианского служения и основала удивительный монастырь - Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
2. На московской земле она воздвигла свой духовный град, посвятив жизнь спасению безнадежно больных, бедных, раненых, обездоленных детей и взрослых. Архиепископ Анастасий (Грибановский) в своих воспоминаниях писал о великой княгине Елизавете: «Когда разразилась революционная буря, она встретила ее с замечательным самообладанием и спокойствием. Казалось, что она стояла на высокой непоколебимой скале и оттуда без страха смотрела на бушующие вокруг нее волны, устремив свой духовный взор в вечные дали. У нее не было и тени озлобления против неистовств возбужденной толпы. «Народ - дитя, он не повинен в происходящем, - кротко говорила она, он введен в заблуждение врагами России». Как чудное видение прошла она по земле, оставив после себя сияющий след. Такие образы имеют непреходящее значение: их удел - вечная память и на земле, и на небе», - говорил владыка Анастасий.
3. Эта книга рассказывает о жизни святой преподобномученицы Елизаветы Феодоровны: о ее детстве, о семейной жизни, о создании обители милосердия, о подвигах Великой матушки, о ее крестном пути. Кроме того, она содержит воспоминания современников о святой матушке и ее письма. В соответствии с этим книга имеет несколько разделов. Первый из них содержит житие матушки Елизаветы, из которого читатель в частности можем узнать, какое воспитание получила святая в своем доме. Будучи вторым ребенком в семье Великого герцога Гессен Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории, она, как и другие дети в этой семье, не была избалована, но наоборот, воспитывалась в традициях старой Англии.
4. Жизнь детей проходила по строгому распорядку, установленному матерью. Их одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елизавета Феодоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за развитием талантов и наклонностей каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим. Родители св. Елисаветы потратили большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов. Они беседовали с больными и со многими из них подружились.
5. Св. Елизавета с детства любила природу и особенно цветы, которые с увлечением рисовала. У нее был художественный дар, и всю свою жизнь она много времени уделяла рисованию. Любила она и классическую музыку. Все знавшие Елизавету с детства отмечали ее любовь к ближним. У нее совершенно не было эгоизма; она всегда старалась помочь другим и часто делала это в ущерб себе. Как говорила впоследствии сама св. Елизавета, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги Елизаветы Тюрингенской, одной из ее предков, в честь которой она и была названа.
6. На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой Великого Князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II, брата императора Александра III. История их любви, как и жизнь многих других царственных особ, покрыта слоем лжи, опровергнуть которую попыталась Валерия Михайлова, автор статьи «Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы: история любви, история клеветы». Познакомиться с этой статьей читатели смогут, открыв второй раздел книги. Как отмечает автор, «имя Сергея Александровича произносится сегодня, как правило, только в связи с именем его жены, преподобномученицы Елизаветы Федоровны.
7. Она действительно была выдающейся женщиной с необыкновенной судьбой, но князь Сергей, оставшийся в ее тени, оказывается, как раз играл в этой семье первую скрипку. Их брак не раз пытались очернить, назвать безжизненным или фиктивным, в конце концов, несчастным, или, наоборот, идеализировали. Но эти попытки неубедительны. После гибели мужа Елизавета Федоровна сожгла свои дневники, но сохранились дневники и письма Сергея Александровича, они и позволяют нам заглянуть в жизнь этой исключительной семьи, тщательно оберегаемую от посторонних взглядов».
8. В следующей части книги читатели найдут ответ на вопрос: святая преподобномученица Елисавета Феодоровна: монахиня или диаконисса? Как отмечает автор этой статьи, Любовь Алексеевна Карпычева, сестра милосердия Санкт-Петербурской Покровской общины, «никто не ставит под сомнение почитание св. Елисаветы Феодоровны ни в лике мучениц, пострадавших Христа ради, ни в лике преподобных, достигших святости в монашеском подвижничестве. Кроме того, св. Елисавета, очевидно, может почитаться и как благоверная княгиня, ибо за добродетельное и праведное житие по слову архиепископа Анастасия (Грибановского) «народный глас ещё при жизни нарек её святой». Представляется также, что великую святую ХХ века, «красоту Церкве Российския», мы можем причислить и к сонму дивных святых жен диаконисс – Фивы, Олимпиады, Макрины, Павлы, Татианы и других». В связи с этим и возникает вышеозвученный вопрос, ответ на который читатели также найдут на страницах книги.
***
Завершают книгу письма преподобномученицы Елизаветы Феодоровны, вернее фрагменты ее писем, подобранные по темам. Святая матушка говорит со своим отцом и другими близкими о переходе в Православие, с государем Николаем Александровичем – о России и революции. В письмах к разным адресатам говорится также о Святой земле, о монашестве, о молитве, прощении врагов, об отношении к людям и самому себе. В своей переписке с близкими по духу, родными людьми Елизавета Феодоровна предстает как любящая супруга, родственница и подруга, ревностная верноподданная и благотворительница, великая княгиня и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!