***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется - «Подумайте о будущем человечества». С таким призывом обращается к читателям Патриарх Кирилл со страниц этого издания, в котором Предстоятель Русской Церкви исследует состояние современного общества, как российского, так и западного, и приходит к выводу, что нравственная коррозия поразила самые различные стороны человеческого бытия. «Мы, - говорит Святейший Патриарх, - живем в эпоху воинствующего безбожия. Оно произрастает из философских идей либерализма, но извращает эти идеи и пытается вынудить людей отказаться от Креста Христова, от веры, которую Крест символизирует, и от содержащихся в этой вере фундаментальных нравственных ценностей, некогда заложенных в основу великой европейской цивилизации».
2. По словам Первосвятителя, «безбожные силы покушаются притупить в людях стремление к уготованному им Отцом Небесным Царствию и любой ценой отвернуть их от тысячелетних устоев христианской нравственности. Вопрос существования Бога сегодня как будто выпал из нашего дискурса. На самом деле это вечный вопрос, и от того, как люди на него отвечают, зависит формирование цивилизационного пространства. Цивилизация определяется в первую очередь тем, как люди, включенные в данное цивилизационное пространство, отвечают на вечные вопросы о Боге, мире и человеке. Все остальное — вторично».
3. Святейший Владыка находит истоки упадка морали в эпохе Ренессанса, когда началась реформация Церкви на Западе, приведшая к множеству расколов. Постепенно утрачивалась ценность христианских традиций, а их место занимала идея антропоцентризма, которая в эпоху Просвещения привела к провозглашению главенства над всем личной свободы человека. Как отмечает Патриарх, «лейтмотивом эпохи Возрождения становится представление, что в центре миробытия не Бог, а человек. Антропоцентризм Ренессанса «сработал» и на идею Реформации: если в центре мира — человек, а не Бог, значит, человек властен по своему усмотрению и Священное Писание толковать, и систему ценностей создавать. В результате сложился принцип: «сколько людей - столько и систем ценностей».
4. Подобные представления размывали понятие греха, человечество отворачивалось от Бога. «Особый акцент стал делаться на человеческих свободах, на развитии права как системы, призванной гармонизировать их проявления». И «эта система, связанная с так называемым философским либерализмом, существует до сих пор. Из нее вышла концепция прав человека и многое другое». По мнению Патриарха Кирилла, либерализм занимает в жизни современного мира чрезмерно большое место, он «ставит в основание и центр бытия свободу падшего человека с его грехом, с его страстями, с его свободой и правом жить соответственно своим страстям». Сегодня во многих европейских странах невозможно даже назвать и осудить грех, это запрещено на законодательном уровне.
5. В то же время в угоду мнимой толерантности попираются христианские традиции: в школах детям запрещают носить крестики, Рождество постепенно превращается в светский праздник, почти не имеющий отношения к Христу, были попытки запретить устанавливать елки на улицах городов. Утверждается свобода человека жить своими страстями, его право на грех без покаяния, и если он при этом не нарушает закон, вредит только самому себе, а не соседу, это становится исключительно его личным делом. Однако идеи крайнего индивидуализма наносят урон не только падшей личности, но и всему обществу, освобождая его от становящейся ненужной и даже мешающей нравственности, что приводит к падению таких основополагающих институтов, как семья и школа.
6. Но это еще не всё. Как отмечает Святейший Патриарх, «Бог, укоренивший в человеческой природе нравственное начало, тем самым определил характер и судьбу нашей цивилизации. Человек может оставаться человеком только в условиях соблюдения им нравственного закона. А когда грех насаждается силой закона, силой убеждения, пропагандой, то человеческая жизнь подвергается колоссальной опасности. Личность теряет свою целостность, распадается. Что означает такая потеря в масштабах общества? Это означает разрушение целостности общества, жизнеспособности человеческой цивилизации. Человеческое сообщество неизбежно обращается в волчью стаю. Библия свидетельствует: когда общество отказывается от определенного Богом порядка жизни, оно погибает».
7. Что же ждёт современную цивилизацию, разрывающую связь с Богом? Есть ли у мира шанс? На эти вопросы Патриарх Кирилл дает развёрнутые и аргументированные ответы на страницах издания. Он подчёркивает, что главный удар принимает на себя Церковь. Ведь именно христианство сформировало все те базовые культурные ценности и чёткие нравственно-этические установки, которые пытаются отринуть творцы идеологии новой свободы. Святейший отмечает, что Православная Церковь сегодня, как и тысячелетия тому назад, борется за сохранение нравственной природы человека. Церковь во весь голос говорит о необходимости абсолютного критерия в определении того, что есть добро, а что зло. И в этом следует завету апостола Павла исполнять свою миссию во всякое время, обличать, назидать и увещевать со всяким долготерпением.
8. Забота о развитии человеческой личности — тоже дело Церкви, она должна преподать людям уроки любви, милосердия и сострадания, подражая Самому Спасителю и Его святым апостолам. По мнению Его Святейшества, будущее невозможно без молитвы и веры в непреходящие ценности, которые определил Сам Господь. А еще Патриарх Кирилл напоминает, что если человек хочет изменить мир, он должен в первую очередь изменить себя. Ведь любые перемены к лучшему всегда начинаются с перемен в самом себе. Подумать о будущем человечества — это значит, прежде всего, призвать себя следовать заповедям Божьим: избегать зла, творить добро, идти к людям с добрым и открытым сердцем.
***
Слово Патриарха Кирилла - это всегда вдохновенное слово о Христе, слово живое, родившееся из личного опыта веры, и потому понятное и вызывающее отклик в читательских сердцах. В этой книге, обращаясь к современному читателю, как к западному, так и к отечественному, Святейший Патриарх предлагает подумать о будущем человечества. Современное общество, размывая понятие греха, раскрепощает страшную разрушительную энергию человеческого инстинкта, которая в условиях гражданских свобод способна уничтожить и саму человеческую цивилизацию. Предстоятель Русской Церкви призывает каждого осознать ответственность за весь человеческий род и остановить «сползание в бездну окончания истории». Также эта книга предлагает всерьез задуматься над собой, своей жизнью.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!