***
1. Священник Александр Дьяченко - это простой русский батюшка с обычной биографией простого русского человека. В детстве мечтал быть военным моряком, окончил сельскохозяйственный институт в Белоруссии. Более десяти лет работал на железной дороге простым рабочим. К христианской вере пришел уже взрослым человеком. Пошел учиться в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. А в 40 лет стал священником. Затем - «стихийным» писателем. Просто отец Александр столько всего видел вокруг значительного, промыслительного и чудесного, что стал записывать жизненные наблюдения простого русского человека.
2. Будучи замечательным рассказчиком и человеком с широкой русской душой, познавшей Свет Христов в Его Церкви, батюшка стал раскрывать в своих рассказах христианский взгляд на нашу жизнь в этом мире, где так много труда и скорбей, но и Божией любви. «Ведь в практике каждого священника, признается отец Александр, - масса встреч, бесед, которые очень жалко было бы оставить безвестными, потому что они могут послужить примером для кого-то. Чем-то захотелось поделиться, что-то самому для себя записать, чтобы лучше разобраться. А ведь время проходит и многое забывается — вот так я и начал потихоньку записывать свои мысли и примеры из жизни».
3. События, которые описывает отец Александр в своих рассказах, все реальны. Какие-то сюжеты биографичны, какие-то происходили с другими людьми, но все они написаны от имени священника. Как отмечает автор, писать от первого лица ему просто привычнее. Каждый сюжет для него важен, даже если он не связан с ним лично, ведь, - говорит батюшка, «мы тоже учимся у своих прихожан, причем всю жизнь». В конце каждого рассказа автор делает вывод (мораль сочинения), такой, чтобы всё на свои места поставить. «Это важно, - отмечает отец Александр, - ведь мои рассказы – это, прежде всего, проповедь».
4. Взять, к примеру, рассказ «Плачущий Ангел», от которого получил свое название и весь сборник. Автор вспоминает, как «отмечали 65-летие снятия блокады Ленинграда». Об этом он пишет: «Дата значительная, Президент приезжал. Собрали блокадников, кто еще в силах, концерт им показали. Попытались на всю страну донести боль тех дней, да кто услышит? Разве можно понять блокадников, слушая по телевизору дневник голодной девочки, и ужинать, например? Не поймем мы их, пока не испытаем голод на собственной шкуре. Сытый – голодному, как известно, – не товарищ». И пример тому, что точно многие не поймут – молодая женщина, которая выбрасывает в мусорный бак булку белого хлеба. Согласитесь, такое можно увидеть в настоящее время довольно часто.
5. А батюшка, увидев эту картину, пишет: «У меня много лет была помощницей в алтаре – бабушка Прасковья. Редко мне приходилось встречать людей такой кротости и смирения. Из церкви не выходила. Молилась Богу – как с другом разговаривала, и Он её слышал. Помню, пришло время, и отказали ей ноги. Просит: «Господи, как же мне без храма? Помоги». Помолилась, встала и пошла в храм. Затем новая напасть — ослепла. «Господи, как же мне батюшке помогать без глаз? Верни мне глазки». И зрение вернулось. Носила очки с толстенными линзами, но видела, и даже Псалтирь могла читать. Я называл её «мой добрый ангел, моя палочка выручалочка». До последнего времени, пока совсем не слегла, пекла просфоры. Когда уж совсем не смогла работать, сидела в просфорной, и пока другие работали, молилась.
6. Когда пришло ее время, уходить в лучший мир, Прасковьюшка отнеслась к этому спокойно и ответственно. Исповедовалась несколько раз, всю свою жизнь, как тесто, пальчиками перетерла. Но замечаю, что что-то гнетет мою помощницу. Спрашиваю её, а она и отвечает: «Грех у меня есть, батюшка, страшный грех моей юности. Плачу о нем постоянно и боюсь, что Господь меня, такую, не допустит к Себе». «Неужто не каялась, Прасковьюшка?» «Каялась, да все он мне о себе напоминает, так перед глазами и стоит». И вот на исповеди старушка рассказывает о своем грехе. В годы войны, когда отца забрали на фронт, в семье остались пятеро детей, из которых Прасковьюшка была старшей. Тогда они узнали, что такое голод. Жесточайшей экономией удалось набрать денег и купить в Муроме на рынке буханку хлеба.
7. Дрожащими руками голодный двенадцатилетний ребенок разрезал хлеб на десять кусков и шел продавать его на станцию солдатам из воинских эшелонов, что шли на фронт. На вырученные деньги она уже могла купить больше хлеба, часть домой, и буханку, вновь на продажу. По нашим временам, какой же это грех? Нормальный бизнес. Но Прасковьюшка рассказывая, плачет: «Они же, солдатики молоденькие, сами голодные, на фронт умирать ехали, а я на них «шпекулярила». И плачет, плачет человек по-детски горько, размазывая по щекам слезы своими старческими кулачками. Как нам понять их, - пишет отец Александр, - это поколение стариков, которое вынесло столько страданий, и сумело остаться на такой высоте кристально нравственной чистоты? Как же так получилось, что вырастили они нас, поколения сытых и равнодушных.
8. Завершая свой рассказ, автор делает следующий вывод: «Что бы там телевизор не говорил, а кризисы нам очень нужны. Хотя бы иногда. Ведь кризис – это по-гречески означает «суд», а мы добавим «Божий суд». Бич Божий по нашим ледяным сердцам. Может, хоть так, через желудок, понемногу будем обретать потерянный нами Образ. Научимся смотреть друг на друга, и видеть в другом – человека, а может и сочувствовать начнем? А то ведь все забыли. Иду, смотрю на молодую женщину, что несет хлеб на помойку, а вижу не её, а моего кроткого и смиренного ангела (Прасковьюшку), плачущего невидящими глазами в очках с толстенными линзами».
***
Творчество отца Александра - меткие жизненные зарисовки. Они популярны в интернете и составили уже не одну книгу. По словам издателей этого сборника, яркие, современные и необычайно глубокие рассказы отца Александра завораживают читателей с первых строк. В чем секрет автора? В правде. В правде жизни. Он ясно видит то, что мы научились не замечать – то, что доставляет нам неудобство и безпокоит совесть. Но здесь, в тени нашего внимания, не только боль и страдания. Именно здесь – и несказанная радость, ведущая нас к Свету.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!