***
1. Как отмечают издатели, письма отца Иоанна издавались уже не раз. Но это издание, посвященное 550-летию Псково-Печерского монастыря, наиболее полное. В него вошли еще не издававшиеся, ранние письма из архивов Матроны Георгиевны Ветвицкой, Галины Викторовны Черепановой, Пелагии Васильевны Козиной, Ольги и Льва Воробьевых. Открывает сборник «Слово о духовничестве». В нем отец Иоанн очень точно и конкретно объясняет ответственность послушания духовничества, его силу и меру воздействия. Говорит и о задачах нынешних духовных чад, пришедших к познанию Бога «отягченными многими годами греховной жизни, извращенными понятиями о добре и зле».
2. «Духовничество, - отмечает отец Иоанн, - одно из сокровищ спасения, дарованное и благословленное Христом Своей Святой Церкви. Господь говорит: Аз есмь Пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя Моя. …И глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един Пастырь (Ин. 10, 14.16). И шли, и идут поныне, и спасаются, воплощая Божии веления в жизнь, и созидались Церковь Божия и мир Божий учительством, проповедничеством, духовничеством. И жила Церковь Божия в единстве духа и в союзе мира. Возросла и процвела Церковь в веках великими вселенскими учителями, Святыми отцами, Святыми старцами, мучениками, народом Божиим. Послушание Церкви и отцам созидало великое дело спасения человечества».
3. По словам отца Иоанна, «великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Но опыт древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее». Но Господь по милости своей приводит и ныне «овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Свои» и дает им «пастырей, в которых духовная благодать уврачует их болезни, и вразумит, и восполнит оскудевшие духом сосуды душ». Эти слова отца Иоанна можно отнести и к нему самому, ведь он также был тем пастырем, которого даровал Господь многим страждущим людям, ищущим путь ко спасению. И как в личных беседах, так и в письмах батюшка давал вопрошающим у него ключ разумения духовной христианской жизни.
4. Жизненный путь архимандрита Иоанна длиной почти в 100 лет начался во времена святого страстотерпца Николая и закончился в 21 веке. Родился он в 1910 году. Принял священный сан в 1945-м, прошел тюрьмы и лагеря, за «излишнюю активность» многократно был переводим с прихода на приход. В июле 1966 года батюшка принял монашеский постриг, который совершил его духовник — старец Глинской пустыни схиигумен Серафим (Романцов). А уже в следующем году отец Иоанн вступил в братию Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Здесь он и прожил последние сорок лет своей жизни. Почти сразу, как батюшка поселился в Печорах, к нему стали приезжать за советом и духовным наставлением со всех концов страны и из-за границы. И всякого он старался утешить, забывая о себе.
5. В день своего 60-летия он даже так писал своему духовному отцу: «Нынешний год – знаменательный для меня год: мое 60-летие, 25-летие служения в священном сане и трёхлетие пребывания моего в монастыре. Желание-то мое осуществилось, я живу в обители, но, батюшка, вынужден каяться перед Богом и перед Вами – монашество мое замерло, ничего не вычитывается, пятисотница забыта. Сам себе перестал принадлежать – увы! Не могу, по причине своего слабого характера, отказать тем, кто обращается ко мне со своими душевными скорбями. Всё, по неразумию своему, пытаюсь строить чужие избы, а своя душевная храмина остается в небрежении. Каждый день собираюсь начать исполнение положенных монашеских обязанностей, но каждый день Господь посылает на моем пути столько унывающих, болящих и скорбящих, что пройти мимо них не могу, всех жаль…»
6. Именно тогда, в ответ на это письмо отец Иоанн получил от старца Серафима Глинского судьбоносное благословение на старчество. В частности старец писал ему: «Отец Иоанн, согласно Оптинских старцев и Глинских, они народ принимали и правила монашеского не оставляли. У Вас может быть так получаться. Те же самые люди сегодня и завтра будут Вас беспокоить. На все надо время — на молитву и на духовные беседы. Вы положите и распределите время, чтобы Вам можно было молиться, и определите время на беседы. Вы человек, Вам и требуется отдых. Не доводите себя до изнеможения, чтобы Вам, приходя домой, падать и засыпать без Иисусовой молитвы. По силе возможности людей наставляй и утешай — и себя спасай. Можно много с ними проводить время в беседах, а самому пустым быть. Во всем имей рассуждение».
7. Так, по благословению старца Серафима началось 35-летнее старческое служение отца Иоанна. 60 лет из 96 – он был пастырем и духовником. За эти годы старец накопил большой духовный опыт, что давало ему возможность говорить людям то, что им необходимо было для спасения. А источник мудрости и точности своих советов отец Иоанн сам приоткрывает в одном из писем. Он пишет: «Мне на Ваши вопросы, заданные в письме, ежедневно отвечает Евангельское и Апостольское чтение». Да и собственный опыт жизни старца в Церкви, прошедшей гонения XX века, и его пример стояния в истине, подтвержденный всей его почти столетней жизнью, стал для многих путеводителем на пути ко спасению.
8. Этому и по сей день служат письма отца Иоанна. Кроме слова о духовничестве в первый раздел этой книги вошли письма и поздравления, написанные до начала 1980-х годов. Остальные письма распределены по нескольким большим разделам. В конце дан алфавитный указатель затрагиваемых отцом Иоанном проблем, чтобы каждый читатель смог легко найти ответ на волнующий вопрос. В приложении даны краткие наставления святых отцов и молитвы, которые батюшка часто вкладывал в свои письма.
***
«Глубоко верю в то, что: «Для духа расстояния нет». Так говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), и истинность этих слов доказывает то, что и сегодня батюшка беседует с нами о вечных вопросах через свои письма. Его наставления в письмах и записках – это страницы бесценного живого духовного опыта, которые, как и в дни земной жизни старца, помогают верующим людям найти ответы на волнующие их вопросы. Письма отца Иоанна, по словам издателей, - это верный компас на духовном пути человека к Богу. Они содержат весьма полезные уроки. Как будто всем известные, но всегда новые и самые актуальные, потому что - о самом главном, что нужно на потребу человеку.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!