***
1. Эта книга под названием «Печерский цветник» вышла в свет в издательстве Свято-Успенской Киево-Печерской лавры в 2019 году, ко дню памяти преподобного Феодосия Печерского и представляет собой агиографическую энциклопедию, посвященную Собору Киево-Печерских святых. Работа над 800-страничным изданием началась в 1989 году и длилась 30 лет. Ее автор - Владислав Дятлов — историк, писатель, музейный сотрудник. Родился в 1974 году в Киеве, окончил исторический факультет Национального педагогического университета им. М. Драгоманова. В 1991–1992 и 1996–2012 годах участвовал в археологической экспедиции отдела «Киев подземный» Музея истории Киева. Автор научно-популярных и справочных изданий о православных святынях Украины. Составитель новой редакции «Киево-Печерского Патерика».
2. В предисловии книги автор-составитель отмечает значимость Киево-Печерской Лавры. Ее, - говорит Владислав Дятлов, - причисляют к всемирно известным святыням христианства и историко-культурным сокровищам. Почитают колыбелью православного монашества на Руси. Ежегодно, лаврские пещеры, где покоятся мощи свыше 120 христианских подвижников разных эпох, посещают сотни тысяч людей: одни с молитвой, другие - с пытливым взором... Если обратиться к истории, то мы увидим, что на Ближнем Востоке - в землях событий ветхозаветной истории климат и геология позволяли использовать каменные пещеры для обитания, погребения и молитв. С распространением в Христианской Церкви монашества, появляются скальные монастыри Средиземноморья и Причерноморья...
3. На Руси первые монастыри представляли собой общины из нескольких византийских монахов-клириков при церквах, устроенных знатью. В 50-х гг. XI в. (60 с лишним лет после Владимирова Крещения) в южных окрестностях Киева возник Печерский (Пещерный) монастырь, в котором постриглось много русинов. Рост числа здешних иноков вызвал постройку наземного деревянного монастыря: в условиях Среднего Поднепровья, не все могли жить в песчано-глинистых подземельях. Пещеры были обращены в монастырскую усыпальницу. Время от времени, в них селились отдельные иноки, в т. ч. затворники. В 70-80-х гг. ХІ в. на высоком плато к северу от пещер возвели каменную Великую церковь (Успенский собор) с новой усадьбой монастыря, оставив на «Ветхом дворе" лишь немногих иноков (для ежедневного богослужения)...
4. Явив примеры высокой духовной жизни, братия Лавры также внесла значительный вклад в культуру Руси. Почитание памяти лаврских святых влекло на молитву в пещеры паломников из числа братии и мирян. Переживая невзгоды и возрождения, Лавра преображалась в величественный «город в городе» (снаружи ее окружила застройка растущего Киева) и благоустраивала пещеры для посещения - укрепляла и украшала их. Составленные в ХI-ХIII вв. жития Киево-Печерских святых были объединены в XV в. в сборник, известный как «Киево-Печерский Патерик», неоднократно переработанный и дополненный в ХVII-ХХ вв.
5. Хотя облик пещер изменялся, как отмечает автор, в них чувствуешь себя вне времени: не впуская земной суеты, они хранят мощи святых из более чем десяти веков - святых, отошедших в Вечность. Воздух пещер, согретый огнями лампад и свечей, наполнен молитвой и благодатью. Облачения на мощах свидетельствуют о благоговении и заботе их чтущих. С рождения Лавры и по сей день, по молитвам Киево-Печерских святых к Богу, совершаются чудеса благодатной помощи многим людям (эту помощь не раз ощущал и автор при работе над книгой, предложенной ныне читателю).
6. Около 30 лет назад, еще постигая «азы» истории православных монастырей (под впечатлением от первых визитов в 1987 г. в пещеры Киево-Печерской Лавры и в Лавру прп. Сергия Радонежского) и узнав, что карты пещер, памятники агиографии, иконографии, гимнографии и историческая литература по-разному исчисляют сонм свв. Киево-Печерских, а патерик Печерский» не отражает всей церковной традиции о них (не говоря уже о полноте исторических сведений), автор этих строк задумался о настоящей книге. На пути к ней, он выступал с «промежуточными» тематическими публикациями, ограниченными по объему и не лишенными иногда неточностей.
7. Затем, с опорой на солидный массив изданных трудов коллег (главным образом, научных сотрудников Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника) и их консультации, замысел автора осуществился в полной мере. Предпринятая систематизация данных позволяет сделать ряд выводов. Во первых, на протяжении всей своей истории, традиция почитания Собора свв. Киево-Печерских дополнялась и корректировалась. Во-вторых, до недавнего времени, она имела парадоксальную особенность: Собор ограничивался в основном именами святых, почивающих в пещерах, включая святых, которые в земной жизни не были насельниками Лавры, но чьи мощи оказались здесь в силу разных обстоятельств, - тогда как Церковь прославила многих святых, обитавших в Лавре (хотя бы временно) и погребенных вне ее. В-третих, список свв. Киево-Печерских остается открытым.
8. Открывает издание хронологический экскурс «Собор Киево-Печерских святых: вехи истории»: далее в алфавитном порядке расположены статьи о свв. Киево-Печерских, места упокоения мощей которых в Киево-Печерской Лавре локализованы традицией или документальными свидетельствами; последняя статья «Яко звезды небесныя множеством» посвящена остальным свв. Киево-Печерским. «Благодарю Господа, - говорит автор, что это осуществилось, и мне дано держать плод трудов в руках. Благодарю всех, чьим участием это стало возможным: тех, кто создавал новейшую литературу по теме, и тех, кто был рядом на долгом пути от замысла до этих минут, помогал делом и советом, поддерживал, доверял и терпел!»
***
Издание этой книги было приурочено к 1030-летию Крещения Руси, юбилею 1000-летия обитания русских иноков на Святой Горе Афон и 30-летию возрождения в Киево-Печерской Лавре православного монастыря. Киево-Печерская Лавра со времен преподобных Антония и Феодосия Печерских процвела множеством святых угодников Божиих. На страницах юбилейного подарочного издания изложены наиболее полные жития этих подвижников благочестия. Книга содержит цветные иллюстрации оригинальных икон и рукописей с комментариями. Издание может стать отличным подарком как для почитателей Киево-Печерских святых, так и для интересующихся историей и насельниками монастыря.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!