***
1. Ничто не влагает в сердце историю так основательно, как искренние и одухотворенные автобиографии, особенно если это целые семейные архивы, ведущие нить предания, творчества, Божественного благословения от отцов к детям и внукам. Таковым драгоценным собранием автобиографических и художественных сочинений трех поколений уникальной московской православной семьи является «Наследие семьи Пестовых и Соколовых», переиздание которого было осуществлено издательством Никея. Книга - «От Савла к Павлу. Обретение Бога и любви. Воспоминания» - рассказывает о старших представителях известной церковному миру московской семьи Пестовых — Николае Евграфовиче и Зое Вениаминовне. Она включает в себя воспоминания самих Пестовых и их близких.
2. Предваряет книгу предисловие, написанное внуком Николая Евграфовича – протоиереем Николаем Соколовым. «Мне посчастливилось, - пишет священник, - родиться в этой семье. Кроме того, на протяжении пятнадцати лет я жил с бабушкой и дедушкой, Николаем Евграфовичем и Зоей Вениаминовной Пестовыми. И главное, о чем я могу свидетельствовать: у них была друг к другу любовь. Первая часть этой книги — очень искренние воспоминания Зои Вениаминовны о своей юности. Писать она их решилась уже в зрелом возрасте после одного интересного случая. Дело в том, - рассказывает отец Николай, - что в молодости на бабушку огромное влияние оказал Владимир Филимонович Марцинковский, великий миссионер, организатор молодежного христианского движения. Он тысячи людей обратил ко Христу.
3. Бабушка с дедушкой, собственно, и познакомились в его христианском студенческом кружке. Но в 1923 году Марцинковский был выслан за границу, и больше бабушка и дедушка его не видели и даже не знали, жив ли он. И вот где-то в 60-е годы дедушке подарили радиоприемник «Фестиваль», который ловил короткие волны, и можно было слушать зарубежные передачи. И однажды, крутя ручку радиоприемника, бабушка с дедушкой вдруг услышали родной голос. «Да это же Владимир Филимонович! Да он жив!» Можете себе представить, - говорит о. Николай, - что почувствовали Николай Евграфович и Зоя Вениаминовна, услышав через десятилетия голос своего учителя. И вот, услышав Владимира Филимоновича, бабушка решилась писать свои воспоминания. Ей, кстати, очень трудно было это делать, юность у нее была непростая. Но все, что в этих воспоминаниях сказано, — чистая правда».
4. Вторая часть книги — это история жизни Николая Пестова. В ее основу положена автобиография, которую Николай Евграфович написал в возрасте восьмидесяти лет по просьбе многочисленных своих друзей и знакомых. По своему смирению он почти никому ее не показывал, за исключением самых близких ему людей, а незадолго до смерти он многое из написанного уничтожил. Осталось несколько черновых листков из его автобиографии и отрывочные записи в дневниках, которые с воспоминаниями родственников и фрагментами исторических документов после незначительной редакции и предлагаются читателю. Основная задача его автобиографии была в стремлении показать свой путь ко Христу. «Был Савлом, а стал Павлом», — говорил он не раз о себе, вспоминая дни своей молодости. Следует заметить, что он никак не считал себя равным апостолу Павлу, а этими словами лишь подчеркивал громадный духовный переворот, происшедший в его душе в тот период.
5. В предисловии к своей автобиографии Николай Евграфович писал: «Трудно говорить о себе, не испытывая удовлетворения от прожитой с Божьей помощью жизни, от сознания необходимости и значимости проделанных за жизнь трудов, от сознания целеустремленности в решениях при выборе для себя области деятельности и работы в различные периоды жизни. Также и тяжело сознаваться в своих жизненных ошибках и недостатках. Но все же я решаюсь поведать о важнейших событиях своей жизни, описывая вместе с тем духовную обстановку и трансформацию в жизни России за время моей более восьмидесятилетней жизни. Вместе с тем думается, что будет интересно знать, как произошло перерождение моей души при переходе «из Савла в Павла». Таков, наверное, должен быть путь каждой человеческой души по мере ее созревания в земной жизни. Из темной области безверия каждой душе необходимо переселиться в светлое Христово Царство, которое может начаться для каждой души еще в настоящей земной жизни».
6. Его путь был от командира Красной армии к христианину. От доктора химических наук к духовному писателю. Его самиздатовские труды читали по всему Советскому Союзу. К Пестовым приходили за советом и православной литературой сотни людей. Огромный богословский опыт Церкви, недоступный в те годы обычным христианам, был переработан и превращен Николаем Евграфовичем в колоссальный труд - четырехтомник «Современная практика православного благочестия», отрывок из которого завершает этот сборник. Труд этот создавался с 1930-х по 1950-е годы и был «бестселлером» православного самиздата.
7. Первые главы своего труда Николай Евграфович озаглавил «Путь к совершенной радости». Он был тем человеком, который увидел этот путь, он шел по нему. Что бы ни случилось в его жизни, он говорил: «Слава Богу за все» — и умел просто радоваться. И эту радость, которая была в его сердце, он вложил в свои труды. И рассылал их во все концы Советского Союза. Все это было опасно, но Господь хранил его. А для нас сохранил его труды, которыми он и сейчас многих обращает ко Христу и укрепляет в вере.
***
Как отмечают издатели, все три части этой книги объединяет то, что можно назвать «действием Промысла Божия в семье Пестовых». Мемуары Зои Пестовой — это воспоминания человека, прожившего трудную и праведную жизнь. А жизнь Николая Пестова — это «путь из темной страны безверия в светлое Христово Царство». Если в научных кругах он был известен как ученый в области неорганической химии, то в религиозных кругах не только Москвы, но и во многих городах и областях нашей Родины его знали и ценили как религиозного писателя, духовного руководителя и глубоко верующего христианина. «Я верю, что дедушка и бабушка, пройдя длинный, непростой путь, дошли в конце этого пути до Земли Обетованной. И нашли там свою Совершенную Радость», — пишет в предисловии к этому изданию их внук, протоиерей Николай Соколов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!