У книжной полки. Никитский женский монастырь

28 сентября 2023 г.

С конца 17 века на окраине Каширы находилась деревянная кладбищенская церковь во имя святого великомученика Никиты. В 1815 году небогатый местный купец Федор Иеремиевич Руднев решил построить каменную церковь, при которой поселились несколько бедных старушек. В эту богадельню в 1843-м прибыла монахиня Фомаида – инокиня знаменитой Горицкой обители, направленная в Тулу Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), а затем в Каширу — епископом Тульским Дамаскином. Вскоре тульский архиерей благословил мать Фомаиду на открытие женской общины в Кашире. В 1884 году Никитская Каширская община преобразовалась в монастырь. Его история представлена на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Книга «Никитский женский монастырь г. Кашира. Историческое описание» вышла в свет в издательстве обители и является результатом трехлетних исследований истории Никитского монастыря. В издании представлены важнейшие этапы становления и возрастания от скромной женской общины при кладбищенской церкви до большой многочисленной благоустроенной обители, получившей статус общежительного монастыря. Хронологически книга разделена на три раздела, предваряет которые небольшой обзор истоков русского монашества и житие святого Никиты Готфского, небесного покровителя Каширской обители. Именно сегодня, 28 сентября Святая Церковь чтит его память.

2. Как отмечают издатели, имя Никита означает «победитель». Святой Никита жил в четвертом веке, в Готфской стране. Это были обширные земли, которые простирались от нижней Вислы до Черного моря; главным образом готы жили на территории нынешней Румынии, на левом берегу реки Дунай. Эти земли были частью Римской империи. В те времена вера Христова уже стала распространятся по всей земле. Святой Никита узнал о Христе от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора, и от него принял Святое Крещение. Распространению веры среди готов способствовало и создание готфской азбуки и перевод Священного Писания на готфский язык.

3. Однако на троне восседал нечестивый князь Афанарих, который ненавидел христиан и приказал убить всех последователей учения Спасителя. Он воздвиг страшное гонение на христиан. «Святой Никита был схвачен и подвергнут многим пыткам, которыми принуждали верного воина Христова к отречению от веры. Но злоба правителя оказалась бессильной перед мужеством и стойкостью святого Никиты. И тогда мученик был предан сожжению. Тело святого Никиты, находясь в огне, не сгорело, душа же возродилась для вечной жизни». Это произошло в 372 году. Тело мученика было тайно перенесено в Киликию, а впоследствии на месте его погребения был воздвигнут храм. А первая, деревянная Никитская церковь у западной окраины древнего города Каширы была построена в 1696 году. Об этом говорится в первой главе книги.

4. Также здесь рассказывается о том, как купец Федор Руднев – преданный Господу человек - решил строить новый Никитский храм. Но ни у кого не нашел в этом деле поддержки. И когда в отчаянии решил отказаться от своего намерения, ему во сне явился сам святой Никита и сказал: «Не оставляй намерения строить церковь, я сам буду тебе помогать». И как уже отмечалось вначале, церковь он построил, а потом здесь выросла и Никитская обитель. Главы с 1 по 4 охватывают период с начала XIX века, времени образования Никитской женской общины, до 1910-х годов, духовного расцвета монастыря.

5. В пятой главе освещен скорбный период истории Никитской обители, начиная с 1917 года, когда политические потрясения в России изменили жизнь всех русских монастырей, далее до 1923 года, окончательного закрытия и разорения монастыря, и годы запустения. Говорится о судьбе сестер, которые понесли подвиг терпения и веры, и стали исповедницами и мученицами ради Христа. После 1917 года игуменья Серафима пыталась сохранить обитель от разорения, преобразовав ее в трудовую артель. Но, несмотря на это, в 20-х годах монастырь был разорен. Часть сестер увели в Каширскую тюрьму, а большинство сослали в Казахстан. Небольшое число монахинь осталось в Кашире при храме Флора и Лавра, а также живя в домах и корпусах, ранее принадлежавших обители. После Великой Отечественной войны на большей части территории обители расположился Ногинский филиал чулочно-носочной фабрики «АЖУР». Территория была обнесена забором с колючей проволокой и застроена гаражами и мастерскими.

6. Особо издатели отмечают, что в этой главе представлено жизнеописание схимонахини Ольги (Ложкиной), известной каширской подвижницы ХХ века. Ее монашеский путь начинался в Никитском монастыре, где она подвизалась около 30 лет. Матушка сильно пострадала от большевиков в момент разрушения монастыря. Переехав в Москву после закрытия Никитского монастыря, ведя строгую монашескую жизнь, она освятила столицу своей молитвой и стала поистине её хранительницей в самые трудные для христиан России времена. Матушка никуда не выезжала из Москвы и в течение полувека стояла на молитвенной страже Первопрестольного града.

7. Вспоминают, как матушку во время похода по Московским святыням, показывая монастыри, храмы, источники, дома, сады и парки, говорила: «Это мой город…». Образ кроткой, тихой, бесконечно доброй и по-матерински любящей старицы в наше непростое время стал духовным ориентиром для современного человека. Матушка Ольга почитается как праведница. Она похоронена на Калитниковском кладбище в Москве. К ней на могилку непрерывным потоком идут люди и обращаются с просьбами о молитвенной помощи.

8. Шестая глава раскрывает возрождение святыни на каширской земле, реставрацию храмового комплекса Никитского женского монастыря, и возобновление монашеской жизни. Одной из главных святынь обители является частица мощей святого великомученика Никиты Готфского. Его молитвами и предстательством перед Богом, по словам издателей, из руин восстановлена святая обитель, положено начало возрождению монашеской жизни за краткий срок, что само по себе является чудом. Святой великомученик Никита посылает свою помощь в благочестивых намерениях с самого основания обители.

***

В работе над книгой авторы опирались на исторические документы архивов Московской, Тульской, Новгородской областей, а также Российского государственного исторического архива и Российского государственного архива древних актов, которые ранее нигде не были опубликованы. Важным источником информации послужили письма Оптинских старцев, адресованные игумении Макарии (Сомовой), первой настоятельнице Никитского женского монастыря и насельницам обители. Издание приурочено к памятной дате - трехлетию возобновления монашеской жизни в Никитском женском монастыре и посвящено всем игумениям и насельницам, чьими молитвами, трудами, слезами создалась Никитская обитель, кто подвизался в монашеском подвиге на этом святом месте, кто потрудился в созидании монастыря, духовной жемчужины Подмосковной земли.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать