Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга митрополита Митрофана (Баданина) под названием «Икона Великого князя» вышла в свет в издательстве Отчий дом. Она посвящена Великому князю Михаилу Александровичу Романову и его молельной Казанской иконе Божией Матери, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Удивительная история сбережения этой чудной иконы раскрывается на фоне истории жизни Великого Князя, судеб его ближайшего окружения, верных друзей и слуг, мира лучших представителей Российской державы.
2. В предисловии книги владыка Митрофан отмечает, что, приступая в свое время к написанию этой книги, он имел намерение изложить на бумаге известное лишь ему семейное предание о молельной Казанской иконе Божией Матери, принадлежавшей брату Царя Страстотерпца, Великому князю Михаилу Александровичу. Однако, ближе познакомившись в ходе исследования с личностью Великого князя, с историей жизни этого замечательного человека и его удивительным внутренним миром, автор посчитал совершенно необходимым рассказать об этом несколько подробнее.
3. Дальнейшее изучение судьбы Михаила Александровича и ознакомление с публикациями на эту тему подвигло автора высказать свою, подчас отличную точку зрения на этот счет. Знакомство с окружением Великого князя и духовной основой мировоззрения этих людей лишь укрепило в решимости постараться приблизиться к тому, ныне безвозвратно потерянному миру людей, выросших и воспитанных в тысячелетней традиции православной веры. Потому, как отмечает автор, называя эту книгу «Икона Великого князя", под словом «икона» он имеет в виду уже нечто большее. «Икона» здесь как сама суть духовного мира Михаила Александровича, как его нравственный идеал и объект глубоких сердечных привязанностей, как некий обобщенный образ его веры и смысла жизни.
4. В начале своего рассказа автор говорит несколько слов о самой иконе Божией Матери и о том месте, где она сейчас пребывает. Итак, как повествует автор, в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище стоит деревянная церковь, освященная в 1907 году во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Церковь эта пережила все гонения ХХ века, упокоила у своих стен сотни тысяч мучеников блокадного города, а позже и многие жертвы послевоенных трагических событий и катастроф, что придало Сepaфимовскому кладбищу статус мемориала. Церковь, кроме того, знаменита и тем, что здесь долго, в течение 26 лет, служил настоятелем известный старец последних времен, протоиерей Василий Ермаков. Он сумел собрать и благодатно окормлял вокруг этой маленькой церквушки многотысячный и удивительно деятельный, «живой» приход.
5. В правом, во имя святой мученицы царицы Александры, приделе церкви у клироса в большом напольном киоте хранится Казанская икона Божией Матери. Внимательный взгляд сразу отметит удивительный и глубокий в Своей светлой печали облик Царицы Небесной с Ее Божественным Младенцем. Особый статус и царственное величие придает образу тяжелый серебряный оклад с богатой прочеканкой и гравировкой, увенчанный Большой императорской короной. Если дерзнуть вынуть икону из киота и снять драгоценный оклад, то под ним обнаружится надпись: 1888 года, февраля 5 дня написан сей образ». В течение всего страшного времени гонений на веру икона сберегалась во флигеле дворца Великого князя на улице Галерной, дом 55 (в советские времена улице Красной), в доме, где в 1953 году на свет довелось появиться автору этой книги, будущему митрополиту Митрофану.
6. Когда же осенью 1953 года мальчика крестили в Свято-Никольском Морском кафедральном соборе, то крестил его только что закончивший семинарию молодой иерей Василий Ермаков. «Это была, - пишет Владыка, - если так можно сказать, наша первая с ним встреча. В следующий раз мы встретились через пятьдесят лет. Я уже закончил службу и офицерскую карьеру в Военно-Морском флоте, принял монашеский постриг и священный сан. И вот как-то, будучи в Санкт-Петербурге, я впервые нарушил молчание и поведал отцу Василию наше семейное предание о Казанской (Poмановской) иконе Божией Матери что с 1959 года уже находилась в правом приделе храма. Историю этой иконы со всеми подробностями бабушка владыки Мария Степановна пересказывала ему и его брату при каждом удобном случае, так что вскоре они уже знали ее наизусть».
7. Отец Василий же очень заинтересовался этим рассказом и просил обязательно обо всем этом написать. «И в дальнейшем, - рассказывает автор, - при наших встречах, когда я, бывая в Питере, приходил послужить в Серафимовский храм, батюшка неизменно интересовался, готова ли моя книжечка про Казанскую икону. Но... меня ждала другая срочная работа в Комиссии по канонизации святых, и параллельно я должен был подготовить к публикации исследования, посвященные древним подвижникам Крайнего Севера, поэтому, увы, я не смог исполнить просьбу отца Василия Ермакова при его жизни. Теперь пришло время поспешить выполнить свое обещание. Итак, 1888 года, февраля 5 дня написан сей образ» ...
8. Икона была написана после того, как в Площанскую пустынь пришло известие о великой милости Божией, явленной в чуде спасения царской семьи у станции Борки, и в память об этом событии было решено сделать точный список с чудотворной «Площанской» иконы. Она писалась «в полную меру и подобие», то есть облик Богородицы копировался досконально. Равным образом и размеры иконы соответствовали подлиннику. Первым ее обладателем стал Великий Князь Георгий Александрович, который умер в возрасте 28 лет, а всё его наследство вместе с иконой перешло к князю Михаилу. О том, как впоследствии образ Божией Матери попал в семью владыки Митрофана, читатели узнают, прочитав эту книгу.
***
Эта книга повествует о жизни Великого князя Михаила Александровича Романова и о его молельной иконе, Казанском образе Божией Матери, пред которым он молился до самого убытия своего крестным путем к мученической кончине. Автор стремился показать читателю удивительный пример духовного мира человека глубоко верующего и благородного, честного офицера и отважного воина. Повествование книги позволяет читателю прочувствовать сокрытый до сего дня образ на редкость цельного и чистого человека, претерпевшего мученическую кончину от рук большевиков-богоборцев в ночь с 12 на 13 июня 1918 года. Кроме того, эта книга ясно свидетельствует о безмерной величине наших потерь и масштабе духовной катастрофы, пережитой Россией в XX веке.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!