Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Как говорится в предисловии книги, тексты, собранные в этой книге, — сохранившиеся и переведенные с английского языка беседы митрополита Антония с подростками и молодыми людьми, вожатыми в летнем лагере Сурожской епархии. Лагерь проводился в Уэльсе каждое лето начиная с конца 50-х — и проводится до сих пор. Его участники — ребята 9-16 лет и их наставники, вожатые — 16-20-летние молодые люди. Часть подростков — дети оказавшихся разными путями в Англии русскоязычных прихожан Сурожской епархии, часть — дети англичан, которые стали православными. О том, как появился этот лагерь, вспоминал один из старейших „лагерных" участников священник Петр Скорер.
«Примерно в самом конце 50-х годов мы, рассказал батюшка, - на небольшом участке земли в Уэльсе поставили брезентовые палатки, В первые годы собиралось человек 25-30. Организатором была Татьяна Борисовна Бер. Лагерь был в ее стиле — „большая семья": там были и малыши, и подростки, и юноши. Митрополит Антоний приезжал время от времени на пару дней, проводил беседы с молодежью, молился, участвовал в разных мероприятиях, ходил в походы, очень любил спорт, особенно волейбол, и разные игры». Со временем сын Татьяны Бер смог там же в Уэльсе купить участок земли — место невероятной красоты на склоне горы, — и лагерь начал быстро расти. В 90-е годы в него приезжало уже до 150 человек —дети не только из Англии, и из других стран, в том числе из России.
Сам владыка с детства ездил в скаутские лагеря. «Первый раз я попал в летний лагерь, когда мне было десять лет, — рассказывал он. — Первые годы не было ни кроватей, ни матрасов, мы спали на голой земле на газетах, завернувшись в одеяла. Потом разбогатели, появились нары, можно было лежать над землей, и в одном из лагерей это нам очень пригодилось. Человек, который нанимал место, не говорил по-французски, и ему дали участок земли, который в контракте значился как „болотистое место", но он не знал перевода этих слов и подписал контракт. Когда начались дожди, вода поднялась в палатках на двадцать сантиметров — если бы не нары, мы бы плавали...
И все же, как отмечал далее владыка, - это было место, где мы получали то, чего нигде больше не могли получить: церковь в палатке, уроки русского языка и русской истории, мы пели по-русски и ходили в походы, и вся жизнь была оторвана от того ужаса, который был тогда в домах очень, очень многих детей. Мы делились, чем могли, но не всегда было чем делиться» — это воспоминания владыки о 30-х годах во Франции. Конечно, лагерь Сурожской епархии, где совсем в другое время были произнесены беседы, попавшие в эту книгу, отличался от лагерей детства митрополита Антония — однако и в нем пребывал дух взаимопомощи, дружбы, любви, дух сопричастности и разделенной радости — все приезжавшие в лагерь вспоминают об этом.
Эти две летние недели оказывались огромной духовной и психологической поддержкой. «Опыт православных в Англии совершенно иной, чем в России, — говорил отец Петр Ско-рер. — Мы здесь в абсолютном меньшинстве, нет никакого культурного и традиционного багажа, и наши дети с точки зрения вероисповедания здесь чужие. И когда они собираются вместе в лагере — это дает потрясающее чувство солидарности. Здесь берет начало глубокая многолетняя дружба. Здесь родилось несколько браков. Многие приезжают из районов, где нет церкви. А здесь есть шатровый храм, и некоторые дети потом говорят: наш храм – здесь, наш приход – в лагере».
Как отмечают издатели, Владыка любил говорить с подростками. Его беседы с будущими вожатыми проходили не только летом в лагере, но и в течение всего года в лондонском приходе. Темы были очень разными — от юродства и жизни после смерти до истории ересей и пути апостолов. Вы увидите, читая эту книгу, какие серьезные темы поднимались в этих разговорах, как предельно честно владыка отвечал на вопросы детей и молодых людей. Кажется, что с подростками владыка был в чем-то более откровенным, чем со взрослыми.
«Митрополит Антоний, — вспоминает одна из участниц этих бесед, — всегда беседовал с детьми как с людьми. Не как со взрослыми, а именно как с людьми — он всех нас включал, он интересовался мнением любого». У архимандрита Льва (Жилле) в одном из текстов есть удивительная фраза: «А вы помните слезы молодости?» В возрасте 15-16 лет у нас может быть такое глубокое переживание, что оно никогда не забудется... Эти беседы митрополита Антония оставили глубокий след в сердце тех, кто слышал их тогда. И мы очень надеемся, что они оставят такое же насыщенное, серьезное и сильное впечатление и у вас -их сегодняшних читателей!
По словам Юрия Белановского, руководителя Молодежного движения «Даниловцы», «сейчас такое время, когда все привыкли к открытости, к просмотру чужой жизни и демонстрации своей, стало понятно нечто парадоксальное — почти не видно, почти не слышно человеков. Почти не звучит среди христиан голос их «я». И это поразительно. Людям как будто нечего сказать о себе, от себя и за себя, и потому они постоянно говорят о чем-то стороннем. В итоге и сообщество христиан не имеет смелости и решимости распахнуть себя, явить себе и всем Христа и свою личную жизнь во Христе. Православные христиане не имеют доверия к самим себе и потому не могут сказать что-то личное тем, кто рядом. Читая беседы митрополита Антония, вы увидите жизнь, наполненную и даже преизливающуюся христианской верой! Эта книга — пример смелости и решимости говорить о том, что созрело на сердце и в душе. Эти беседы дают опыт — как быть собой и быть с Богом».
***
Эта книга — беседы митрополита Антония с подростками, с которыми Владыка говорит очень честно и очень глубоко — кажется, в чем-то глубже и откровеннее, чем со взрослыми. О страхах. О скуке. Об агрессии. О юродивых и ересях. О неведомом Боге. О Голгофе и таинствах. И обо всем творении—в ликующем танце Его любви. Поэтому эту книгу можно назвать Евангелием опыта, крайне значимого в наши дни. Даже те, кто давно читает книги митрополита Антония, найдут для себя здесь немало нового и необычного.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!