***
1. Общее название этого трехтомного издания - «Традиции российского милосердия: Марфо-Мариинская обитель». По словам историка Сергея Владимировича Мироненко, это издание по праву можно назвать уникальным явлением. Книга в трех томах написана монахиней Елисаветой (в миру - Майей Николаевной Крючковой), трудами и попечением которой обитель милосердия обрела новую жизнь во всей ее исторической достоверности и полноте. Большой заслугой автора является свой новаторский путь, свой стиль - органичный сплав исповедальной публицистики и ценного документального исследования.
2. В центре повествования - светлый образ Великой княгини Елизаветы Федоровны, причисленной к лику святых, и история создания ею Марфо-Мариинской обители милосердия. Автор книги скрупулезно исследует (в том числе с привлечением зарубежных архивов) биографию создательницы и первой настоятельницы обители. «Жизнь Великой Княгини проходила в непрерывных заботах, в подвигах милосердия» - это слова художника Михаила Васильевича Нестерова, расписывавшего интерьер будущего Покровского храма Марфо-Мариинской обители. За неустанные подвиги милосердия народ назовет великую княгиню «Белым Ангелом Москвы».
3. Помощь бездомным детям и сиротам, малоимущим больным женщинам, раненым воинам - участникам Русско-японской, а затем и Первой мировой войны - далеко не полный перечень милосердных деяний великой княгини, по почину и призыву которой были организованы многие благотворительные общества, и словом, и делом служившие благу народа. Создавая обитель милосердия, великая княгиня глубоко изучила исторический опыт социально-монашеского женского служения. Она ставила своей задачей соединить мечты и чаяния представительниц самых разных сословий, сделать их единомышленниками в деле социального устройства.
4. У нее сложилось твердое убеждение: для помощи страждущим есть другой помимо монашества путь, приемлемый для России и не менее достойный. Для будущей обители милосердия Елизавета Федоровна предпочла христианское миссионерское социальное служение. Объединив вокруг себя тех, кто хотел вместе с нею служить Богу и людям, матушка Елизавета не покладая рук трудилась, светя миру деятельной любовью. Школа, сиротский приют, больница, мастерские и конечно же, храм во имя Покрова Божией Матери - таковы главные достижения обители. Долгий и трудный путь создания и становления обители, трагическая ее судьба подробно описаны в издании.
5. Первая книга, по словам автора, повествует об истории открытия в Москве в начале ХХ века православной благотворительной организации - Марфо-Мариинской обители милосердия. В основу деятельности обители были положены традиции диаконии - древнего христианского женского служения, известного со времен апостола Павла. В России диаконическое служение было развито слабо. Это был грандиозный и очень полезный для России авторский проект Елизаветы Федоровны. Целью создания обители милосердия была действенная духовная и социальная поддержка малоимущих слоев населения города Москвы, а в дальнейшем - и жителей многих других территорий Российской империи. Великая княгиня Елизавета Федоровна стала первой настоятельницей обители и управляла ею с 1907 года вплоть до весны 1918 года. Затем Великая матушка была арестована новыми властями, сослана на Урал, в город Алапаевск, где вместе с инокиней Варварой и членами Российского Императорского Дома приняла мученическую кончину.
6. Вторая книга с подзаголовком «Возрождение» переносит читателей в конец XX столетия, в 90-е годы. До этого времени более полувека обитель была закрыта. Память людская постепенно стиралась. Мало кто мог вспомнить, какую роль играла обитель в былые годы в деле благотворения. Молодежь конца 90-х не сомневалась, что на обширной территории среди старых лип и берез всегда находилась городская поликлиника, а в храме всегда хозяевами были реставрационные мастерские им. Грабаря. Может, все так и оставалось бы неизменным на долгие времена, если бы не события 90-х годов. Именно в эти годы в судьбе автора произошел крутой поворот, совпавший с трагическим поворотом судьбы любимой Отчизны.
7. В прошлом историк, филолог, журналист электронных средств массовой информации с сорокалетним стажем, член многочисленных общественных организаций, в том числе международных, Майя Николаевна Крючкова стала настоятельницей Марфо-Мариинской обители и руководила его с 1990 по 2006 год. Во второй книге она впервые рассказывает о возрождении обители милосердия в 90-е годы XX века. Книга написана живым, эмоциональным языком, позволяющим погрузиться в атмосферу 90-х - драматического периода для нашей страны. Она иллюстрируется редкими документами, фотографиями и рассчитана на широкую читательскую аудиторию.
8. В третьей книге издания с подзаголовком - «Время и судьбы. 1918 - 1926 годы» автор дает дополнительные документальные свидетельства о гибели алапаевских мучеников в 1918 году. Используя новые данные, найденные в архивах, она вновь обращается к судьбам насельниц обители начала XX века, переживших ссылки, но не сломившихся, продолживших социальное служение в новых условиях, а также второй настоятельницы обители - Валентины Сергеевны Гордеевой, спасавшей обитель. При написании книги использованы многочисленные документы, исследования ученых, воспоминания и уникальные архивные материалы.
***
Подвиг Великой княгини Елизаветы Федоровны вдохновил советскую журналистку на восстановление порушенной в ХХ веке Марфо-Мариинской обители. Более 15 лет матушка Елисавета (Крючкова) не только трудилась над воссозданием стен и зданий, но и боролась за восстановление необычного устава обители. Единомышленники, собравшиеся вокруг матушки Елисаветы, сумели воссоздать то уникальное служение, которое было характерно для обители, созданной великой княгиней. Они продолжили тяжкую и радостную милосердную деятельность, в которой так нуждалось общество в нелегкие 90-е годы прошлого столетия. Автор книги надеется, что история Марфо-Мариинской обители будет полезной и поучительной.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!