Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского. Она содержит жизнеописание старца Паисия, воспоминания о нем и его поучения. В предисловии книги ее автор, священник Дионисий Тацис пишет: «Святость - это не только результат трудов подвижника, но, прежде всего, она является действием Божией благодати. Если есть люди, которые от сердца ищут Истину, Господь для них воздвигнет святого, который и жизнью своей, и словом укажет им путь к Истине. Подвижники, стремящиеся всем сердцем угодить Богу, всегда были и будут. Но если мир не готов к их подвигу и не ищет общения с ними, Господь и не являет их миру. В беззвестности работают они Богу, имея общение с небольшим кругом единодушной братии. Оскудение старцев и старчества в наши последние времена свидетельствует лишь о том, что мир не ищет Истины».
2. По словам отца Дионисия, когда первохристианский мир начал отступать от Бога, Божия благодать учредила святые обители. С того времени истинное христианство хранится в недрах монашества и дух первых христиан пребывает в монастырях, благодатно изливаясь оттуда на вселенную. Взоры всех иноков обращались на Святой Афон, так как слава о строгом жительстве отцов достигла пределов земли. В силу природного местоположения Афона и строгости устава его обителей, монашество здесь сохранилось до наших дней в наименее поврежденном виде. Божия Матерь повелела насельникам Ее земного удела хранить, как величайшее сокровище Православную веру, а также Отеческие заветы и уставы монашеской жизни.
3. Когда в русской духовной литературе заходит речь о Святой Афонской Горе, большей частью говорят о русском Афоне, то есть, о Свято-Пантелеимоновском монастыре и связанных с ним подвижниках. Но по замыслу Божию на Святой Горе подвизаются представители всех народов, принявших Православие, поэтому исторически там находились, кроме греческих обителей, монастыри: русский Пантелеимонов, сербский Хиландар, болгарский Зограф, румынский Кутлумуш, грузинский Ивер, скит молдавский, а также другие многочисленные скиты и кельи. Среди греков, как мирян, так и монахов, есть истинные друзья нашего Отечества, радушно встречающие паломников из России. Очень многие из них с благодарностью вспоминают заслуги России в деле освобождения Греции от турецкого ига. Одним из таких людей был и прп. Паисий Святогорец.
4. Как рассказывает автор, отец Паисий, в миру Арсений Эзнипидис, родился в Фарасе Каппадокийской в июле 1924 года. У его родителей было 10 детей. Один их них через несколько дней после рождения был крещен деревенским священником иеромонахом Арсением, который и нарек младенца своим именем. Маленький Арсений окончил начальную школу в Греческой Конице, при этом у мальчика обнаружились большие способности и большая любовь к учебе. Однако из-за бедности его не отправили в гимназию для продолжения образования. И поэтому Арсений занялся плотницким ремеслом, которое быстро освоил. Одновременно он занимался хозяйственными делами отца.
5. С ранних лет у мальчика проявлялось врожденное стремление к Богу, и он стал посвящать себя разным аскетическим деланиям - жил в подвигах и молитве. В 15 лет он имел обыкновение уходить в лес, где построил незамысловатую келью из дерева и ветвей, и там слезно молился. Когда юношу взяли в армию, он исполнял обязанности связиста почти 5 лет - и как говорил позже: «служил земному царю». А после мобилизации совершил свое первое паломничество на Святую Гору Афон. Возвратившись оттуда, Арсений всеми силами стремился уладить земные дела, для того, чтобы принять монашество на Святой Горе. Что собственно вскоре и исполнил.
6. В 1950 году он стал послушником, а в 1954 году в монастыре Есфигмен принял рясофор с именем Аверкий. Спустя еще 2 года - был пострижен в малую схиму с именем Паисий. По словам автора, «старческий подвиг старца Паисия имеет особенное значение для христиан нашего времени. Будучи подлинным исихастом и одним из великих подвижников Афонской Горы, отец Паисий достиг опытных познаний в духовной жизни. Соединяя свой духовный опыт с глубоким знанием святоотеческих творений, он сумел мудро передать его тысячам приходящих к нему. Его рассуждение простиралось на самые разнообразные стороны жизни, поэтому к нему шли за назиданием самые разные люди: от епископов и государственных сановников до простых мирян и даже людей далеких от Церкви и совсем неверующих.
7. При этом, как отмечает автор, отец Паисий имел смиренный нрав, и жизнь его была непрестанным подвигом. Сведения о его жизни, которые отец Дионисий излагает в книге, являются плодом кропотливых изысканий. Хорошо известно, что старец никогда не говорил о своей жизни. В редчайших случаях он ронял о себе словечко, да и то всегда прикровенно. Так что собрать сведения о его жизни - труд не из легких. И все же автору удалось составить хронологию важнейших событий и сделать сводное жизнеописание, которое, конечно, не может раскрыть все духовное богатство старца. Таким образом, можно сказать, что перед нами лишь внешняя сторона его биографии, ибо духовное богатство от нас сокрыто; и сам старец, следуя правилу святых, «мерял глубину свою греховную, а не духовную».
8. После смерти старца отец Дионисий решился рассказать то, что знал о нем сам и что ему поведали разные люди со всех концов Греции. Так и появилась эта книга. «Надеюсь, - пишет автор в предисловии, - дорогой читатель увидит, что эта моя попытка рассказать о старце приносит свои плоды. Дело, естественно, не окончено, да я и не знаю, можно ли его вообще завершить: ведь о. Паисий последние двадцать лет наставлял тысячи людей, и каждого по-своему. В то же время и его молитва принесла многим благодатную помощь. Все это невозможно описать. Я изложил лишь часть поучений старца и некоторые обстоятельства его жизни».
***
Прп. Паисий Святогорец, по словам автора книги, был старцем скорбящих и страждущих. Он как бы взвешивал скорбь и боль каждого, и действовал соответственно. Старец говорил: «Всегда стараюсь не заниматься своей болью. На уме у меня боль других людей, и эту боль делаю своей. Так мы обязаны всегда вставать на место других... Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным, потому и сказал Христос: "...от лишения своего...". Когда я делаю добро, отдохнув, оно не дорого стоит... Устав, и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытываю райскую радость... Мой собственный покой рождается от того, что я доставляю покой другому», «когда чужая боль становится своей»!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!