***
1. Вначале несколько слов об авторах книги. Священник Павел Сержантов – клирик московского храма святителя Спиридона в Филях, кандидат философских наук, руководитель пастырского профиля в магистратуре Сретенской духовной академии, доцент факультета дополнительного образования Московской духовной академии. Священник Вячеслав Фомин – клирик кафедрального Воскресенского собора города Ханты-Мансийска, директор Духовно-просветительского центра, одно из направлений деятельности которого – различные просветительские проекты, в том числе миссионерско-катехизические курсы Ханты-Мансийской епархии, образованные для мирян, желающих познакомиться с основами православной веры и обсудить темы догматического богословия.
2. В предисловии книги авторы отмечают, что некоторые люди считают аскетику системой запретов, средневековых табу, дисциплинарных предписаний, бессмысленных и далеких от нашей жизни. Но это лишь поверхностное и ошибочное представление об аскетике... На самом деле аскетические правила помогают духовному выздоровлению человека. Уточним, - говорят авторы, - что такое духовное здоровье. Все мы знаем, что такое физическое здоровье – у кого-то оно крепкое, у кого-то не очень. Разумные люди им дорожат. Особенно когда чувствуют, что здоровья не так много осталось. Но помимо физического здоровья, есть еще здоровье духовное здоровье. Как это понимать?
3. Ответим, - говорят авторы, - одним словом. Духовное здоровье человека – это бесстрастие. Да-да! Такое состояние, когда человека не терзают страсти, он живет полнокровной жизнью, со всеми эмоциональными переживаниями. Ведь само слово «страсть» одного корня со словом «страдание», то есть с болезненным состоянием. Какие страсти самые распространенные, самые опасные? Умные люди еще в древности противостояли страсти тщеславия, пьянству и обжорству, блудным страстям, гневу и жадности. В наше время прибавилась игромания и гаджетомания. К страстям отнесится и интернет-зависимость, «подсаживание» людей на сериалы... Бесстрастие же означает свободу человека от разного рода нездоровых зависимостей, от всех страстей.
4. Как отмечают авторы, древние греки, хотя и были язычниками, остро чувствовали вред от страстей и пытались с ними бороться. Так, у стоиков, например, возникла своя философская аскеза. Жаль, что стоики не знали библейского Откровения о первоисточнике страстей, не подозревали о грехопадении первых людей. Это очень бы им помогло. Наши грехи и предрасположенность к страстям передаются из поколения в поколение. Откуда взялись страсти? Природа страстей находится в грехе ‒ в нарушении заповеди Бога. Люди сотворены Богом, Он дает заповеди, как отеческое наставление для любимых детей, как предупреждение об опасности. Бог – источник нашей жизни, нашего здоровья и счастья. Грех отрывает человека от Бога, и жизнь наполняется страданиями, постепенно угасает. Против греха аскетика дает верное средство – покаяние.
5. По слову Христа, всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). Грех вызывает в человеке порочную зависимость, то есть страсть. Грех может выглядеть привлекательным, соблазнительным, но, - призывают авторы, - задумаемся о последствиях. Сравним: наркотики соблазнительны, они вызывают сильные приятные ощущения. Это поначалу, а потом наступает адская зависимость, пытка для самого наркомана и горе для близких. Повторяемый человеком грех порабощает человека, становится его страстью, то есть хроническим духовным заболеванием.
6. По словам авторов, лучшие представители древних греков считали борьбу со страстями путем к мудрости и счастью. Мечтали о бесстрастии, но до реальности настоящего бесстрастия они не добрались. Христос, напротив, дал апостолам живой пример реальной бесстрастной жизни. И дал им самим вкусить опыт благодатного бесстрастия. Они были первыми, кто шел за Христом, за ними шли святые отцы-подвижники. Их духовный опыт накапливался в сокровищнице церковного опыта, и вот уже в IV веке сложилась мощная православная аскетическая традиция, живая и сейчас. Это проторенный путь к бесстрастию. Настоящий, не теоретический. Не стоит воспринимать аскетику как систему устаревших ритуальных табу. В аскетике запреты обоснованы. Правила и ограничения нужны, чтобы атмосфера человеческой жизни была здоровой, чтобы люди жили по-братски, долго и счастливо, всегда с Небесным Отцом.
7. Первая часть этой книги дает общие представления об аскетике. Вторая - посвящена тому, чего Христос ждет от каждого из нас. Авторы рассказывают о печали и о радости покаяния, подробно говорят о том, что дает нам борьба со страстями. Третья часть книги раскрывает тему общения с Богом в личных молитвах и церковных таинствах. Четвертая - показывает, как святые отцы - преемники апостолов - жили и руководствовались Новым Заветом, находя в нем утешение, указание на жизненном пути, подкрепление сил. И сейчас мы можем читать Новый Завет как проверенное руководство к действию. Пятая часть отводится теме аскезы в семейной жизни. Об этом не так много написано, но жестокий кризис семейной жизни заставляет нас подробно эту тему прояснять.
8. В Приложении авторы поместили краткий свод христианской аскетики, известный под названием «Духовная азбука», где собраны базовые понятия о духовной жизни. Старец Иоанн (Крестьянкин) ценил «Азбуку» и рекомендовал ее своим духовным чадам. В тексте сказано, что читать ее следует не реже раза в неделю, тогда она будет ощутимо помогать христианину на его духовном пути. Еще один похожий опыт - «Принципы христианской жизни», составленные протопресвитером Фомой Хопко. Они отражают реалии современной жизни православных христиан, живущих в крупных городах. Завершает издание краткое правило для благочестивой жизни от святого праведного Алексия Мечёва.
***
Эта книга рассказывает о необходимости подвига в повседневной христианской жизни - отречения от греховных привычек. Без осознания необходимости исправления себя невозможно избавиться от греха, освободиться от страстей. Без духовного подвига невозможно приблизиться ко Христу. Ежедневное упражнение в добрых делах - это и есть аскетика повседневной жизни. Книга основана на богатом духовном наследии святых отцов-подвижников, а также на личном опыте авторов - приходских священников. Предназначена для широкого круга читателей, стремящихся к покаянию и евангельскому совершенству.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!