Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. В первую очередь, по словам издателей, эта книга обращена к родителям, чтобы помочь им воспитывать своих сыновей и дочерей в христианской вере. Но конечно, книга написана и для детей — только не для маленьких, а для подростков, которые сами хотят быть верными христианами, любящими Бога и ненавидящими грех, и сами будут ее читать. По словам автора, необходимо с самого раннего возраста говорить с детьми о Боге, иначе потом всю жизнь придется говорить с Богом о детях. Верующие родители, желая, чтобы их ребенок стал христианином, стараются, конечно, привить ему понятие о грехе и осознание того, что любому человеку необходимо каяться в своих прегрешениях. Поэтому в православной семье обычно много внимания уделяется подготовке детей к первой и последующим исповедям.
2. Но, как считает отец Александр, - такая позиция не совсем верна. Детей надо готовить не к таинству Покаяния, хотя и это немаловажно, а изо дня в день учить их христианской жизни: показывать им, как следует соблюдать Божии заповеди, воспитывать в них умение видеть свои грехи, взращивать в них любовь к Богу и к людям, учить прощать и просить прощения у других. А это возможно, только если сами папа и мама живут по-христиански. Как говорит автор, - одно, пожалуй, самое главное, правило христианского воспитания: детей надо учить не словесными назиданиями и строгостью, а любовью и личным живым примером. Если ребенок всегда будет видеть перед собой образец христианской жизни — будьто папа или мама, бабушка или дедушка, — он и сам вырастет истинным христианином.
3. Но такие образцы — и не только христианских качеств, но просто благородства души — можно искать и находить не в одном лишь ближайшем окружении. За тысячи лет истории человечество накопило множество примеров того, как люди проявляют лучшие свои качества: силу духа, глубину веры, мужество, доблесть, смирение, милосердие, великодушие, жертвенность и многие другие. Чтобы знать эти примеры и уметь применять их в воспитательном процессе, а также самому воспитываться и совершенствоваться на таких образцах, нужно быть образованным человеком. Верующий человек, как отмечает отец Александр, - в наше время обязательно должен быть образованным.
4. А из сокровищ мировой христианской культуры, а подчас даже и из достижений культур иных религиозных традиций, например, античной, христиане могут извлечь много полезного для воспитания и обучения ребенка. Хорошее образование, которое получат дети, знакомство с историей, литературой, искусством обязательно даст им немало поразительных, впечатляющих примеров добродетели, благородства, мужества, высоты христианского духа. В этой книге автор также постарался собрать некоторое количество таких «живых иллюстраций», которые могут пригодиться читателю в нелегком труде воспитания юного христианина.
5. Как отмечает автор, во многом решению трудной педагогической задачи - привить детям нравственные качества - помогает литература. Сейчас издается не мало детских книжек, в том числе с русскими сказками и былинами. К сожалению, - говорит отец Александр, -былины сейчас почти вышли из круга повседневного чтения. А их непременно надо читать детям с самого раннего возраста. Былины -это особый жанр, их содержание имеет исключительно глубокий смысл. В былинах много очень интересных, запоминающихся и поучительных образов, сюжетов.Вот, например, одна из былин. Злой Калин-царь пришел с несметным войском на Русь, нагнал вражьей силы видимо-невидимо. Такая это была великая сила, что сам Илья Муромец чуть в плен к врагу не попал.
6. Лишь с большим трудом русские богатыри побили татарскую несметную силу, но не возблагодарили за это Бога, а возгордились.Вот что говорится об этом в произведении: «И возговорит Алешенька Попович млад: «Подавай нам силу хоть небесную: мы и с тою силой, братцы, справимся!» Только молвил слово неразумное, появились двое супротивников». Чем это обернулось? Тем, что, как не пытались, не смогли богатыри победить силу небесную. «Вот тут, - говорит отец Александр, - могучие богатыри поняли, что с небесной силой им не справиться, осознали, что в гордости своей хватили лишку, расхвастались. По одной былинной версии, поехали они после этого в горы и окаменели, а по другой - отправились в Киево-Печерский монастырь великий грех замаливать.С тех-то пор могучие богатыри и перевелись на святой Руси!»
7. По словам отца Александра, классическая литература подчас блестяще подсказывает нам решение очень важных и глубоких духовных проблем. В другом месте книги, он в качестве примера приводит повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Как говорит автор, это одно из лучших произведений мировой словесности — совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки еще не готовы к правильному восприятию этой повести. Кроме того, еще с советских времен у нас сохраняется «классовый» подход к литературным героям, что, естественно, резко искажает смысл произведения.
8. Но если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то нельзя не поразиться, насколько глубоко охвачены в ней вопросы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял эпиграфом русскую пословицу «Береги честь смолоду». Что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей — все это можно очень хорошо изучить по замечательной повести нашего классика.Конечно, - говорит отец Александр, - Пушкина пересказывать невозможно, его надо читать.Тем не менее он предлагает читателям вспомнитьсюжет повести, и показывает примеры благородства и целомудрия героев.
***
По словам автора, достигая переходного возраста, дети создают немалые трудности не только для окружающих. Родителям и воспитателям необходимо понимать, что самим подросткам в эти годы очень трудно. Это возраст, когда человек выходит из детства и хочет быть взрослым, но еще им не стал, да и не обладает жизненным опытом. Для того чтобы дети успешно прошли этот период, во многом определяющий их дальнейшую жизнь, важны положительные нравственные образцы, на которые могли бы опереться, и они сами, и их воспитатели.Хочется надеяться, говорит отец Александр, - что этот скромный труд и приведенные в нем примеры будут полезны и родителям, и детям, уже глядящим во взрослую жизнь.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!