***
1. Эта удивительная книга по истории Русской Церкви вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется – «Дневник заседаний Святейшего Синода с 26 апреля 1917 года по 12 июня того же года». Автор публикуемого «Дневника» – протопресвитер Николай Любимов, клирик Успенского собора Московского Кремля, член Святейшего Синода. Как отмечает Галина Гуличкина, автор-составитель книги, биографических сведений и воспоминаний об отце Николае Любимове осталось немного. Известно, что он родился в семье священника в 1858 году. Окончил Московскую духовную семинарию, затем - академию со степенью кандидата богословия. По окончании обучения в академии обвенчался с Анной Михайловой. В браке родились пятеро детей: Николай, Алексей, Анна, Петр, Надежда.
2. Начиная с 1880 года, в течение 17-ти лет отец Николай служил в московском Филаретовском женском епархиальном училище сначала преподавателем арифметики, а затем преподавателем словесности. Шестого октября 1897 года был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем московского храма Девяти мучеников Кизических на Пресне. В 1906 году - настоятелем храма Спаса Преображения в Пушкарях. В 1910 году возведен в сан протоиерея. Был назначен председателем Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством. В 1911 году возведен в сан протопресвитера и назначен настоятелем Успенского собора Московского Кремля.
3. В своем дневнике отец Николай подробно описывает события церковной жизни, предшествующие созыву Поместного Церковного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Как отмечают издатели, в то время (а именно в синодальный период с 1721 по 1917 год) высшим органом церковно-государственного управления Русской Церковью был Святейший правительствующий Синод. Он обладал правом открывать новые кафедры, назначать епископов, устанавливать церковные праздники, канонизировать святых, осуществлять цензуру в отношении произведений богословского, канонического, церковно-исторического содержания. Святейший Синод был также высшей судебной инстанцией Русской Церкви. Он выносил окончательные решения по делам епископов, обвиняемых в антиканонических действиях, по бракоразводным делам, делам о снятии сана с духовных лиц, о предании мирян анафеме
4. В апреле - июне 1917 года протопресвитер Николай Любимов был присутствующим в Святейшем Синоде. Его «Дневник», впервые публикуемый без сокращений, рассказывает о последних месяцах работы этого органа церковно-государственного управления. В «Дневнике» описаны сложные и необычные дела, которые рассматривал Синод в указанное время его работы. О погребении и поминании самоубийц, о разрешении от запрета священнослужителей за непроизвольное убийство, о совмещении светской службы с пастырским служением, о том, можно ли священнослужителям носить светскую одежду вне храма, о том, как бороться с начавшейся антирелигиозной пропагандой, и многие частные случаи.
5. На первом заседании Синода отец Николай говорил следующее: «Если современное состояние нашей Церкви можно уподобить мукам рождения, то и мы, временно призванные волею правительства облегчить для Русской Церкви эти муки, должны, естественно, приложить все свои силы на благо этой Церкви. Все старания - к тому, чтобы по возможности облегчить для нее переустройство всей ее жизни на началах соборности, но вполне согласно с заветами Христа и каноническими правилами. Нельзя только не пожалеть о том, что новый состав Святейшего Синода призван к такой тяжелой и в настоящее подготовительное ко Всероссийскому Собору время особенно ответственной работе единственно по воле Временного правительства, а не по избранию своих со-пастырей и всех верующих чад Православной Церкви.
6. Говоря о себе и о других присутствующих на Священном Синоде, отец Николай отмечал: «Мы пришли сюда, по велению высшей гражданской власти, с полною готовностию работать на благо Церкви и живо откликаться на все запросы времени и пожелания, которые проявляются в современном стремлении всех верующих чад Церкви к оживлению жизни. Докажем же самим делом своим, что мы достойны той высокой чести, к которой нас призвало Временное правительство». По поводу собственного избрания в состав Святейшего Синода, отец Николай говорит: «Честь этого избрания приписываю вовсе не каким-либо личным своим достоинствам и заслугам, а исключительно только тому вниманию, которое хотелось оказать нашей родной Москве, это - с одной стороны. А с другой - того естественного в каждом верующем сыне Церкви Российской благоговения, которое возбуждает великая всероссийская святыня, которою является Большой Успенский собор, настоятелем которого имею счастье я быть».
7. 29 апреля 1917 года Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр. В тот же день было решено образовать Предсоборный Совет с целью обсуждения вопросов, подлежащих рассмотрению на будущем Соборе, и подготовки для него рабочих материалов. Описание заседания в этот день также представлено на страницах «Дневника» отца Николая. Священник подробно описывает события церковной жизни, предшествовавшие созыву Поместного Церковного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Как свидетельствует отец Николай, члены Святейшего Синода своей задачей ставили только «довести церковный корабль до этой пристани, то есть до Собора».
***
По словам издателей, «Дневник заседаний Святейшего Синода с 26 апреля 1917 года по 12 июня того же года» – это ценное документальное свидетельство о жизни Русской Церкви в эпоху между двумя революциями и честный рассказ о трагичной эпохе в жизни государства и Церкви. Книга будет интересна священнослужителям, исследователям, специалистам и тем, кто интересуется церковной и отечественной историей. Она даст возможность ощутить, чем жила Церковь в то непростое время. В «Дневнике заседаний Святейшего Синода» описаны сложные и необычные дела, рассмотренные Синодом в апреле–июне 1917 года, а также события церковной жизни, предшествовавшие созыву Поместного Собора 1917–1918 годов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!