***
1. Итак, литургия - это главное, самое важное богослужение, во время него совершается Таинство Евхаристии, или Таинство причащения. Это Таинство впервые совершил Сам Господь наш Иисус Христос накануне Своих страданий, в Великий Четверг. Спаситель, собрав всех апостолов вместе, воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его и преломил. Он дал его святым апостолам со словами: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и дал апостолам, сказав: Пейте от нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Господь также заповедовал апостолам: Сие творите в Мое воспоминание.
2. По словам издателей, молясь в храме на литургии, мы становимся участниками Тайной вечери Господней. Мы исповедуем это каждый раз, когда из алтаря для Причастия выносится Святая Чаша, повторяя за священником слова молитвы: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими...» Христос является Совершителем таинства Евхаристии. Он невидимо пребывает в Церкви и Святым Духом совершает все священнодействия и таинства. Священник не «представитель» и не «заместитель» Христа. В таинстве через него священнодействует Сам Христос. При совершении литургии служение священника состоит в том, что он является образом Главы Церкви Христа. Если же Божественную литургию совершает епископ в сослужении священников, он собою символизирует Иисуса Христа, а священники апостолов.
3. Таинство Причащения, - отмечают издатели, - главное таинство Церкви. Без этого таинства нет и самой Церкви. Господь так возлюбил людей, что принес Себя в жертву за нас и этим победил всякий грех, всякую немощь и даже смерть. Этой любовью существует Церковь, и эту любовь принимаем мы в себя, когда причащаемся Святых Таин. Причащаясь, мы соединяемся с воскресшим Господом, Который есть сама Жизнь и Любовь. Как богослужебная жизнь Церкви зиждется на Евхаристии, так духовная жизнь каждого верующего основывается на участии в таинствах Христовых. Причастие помогает христианину идти путем спасения, наполняет духовной крепостью и сохраняет от зла и искушений. Приобщаясь Святых Таин, человек получает залог жизни со Христом в вечности. Именно об этом говорит нам преподобный Иоанн Дамаскин: «Поэтому для тех, которые с верою и достойно принимают Причастие, оно бывает во оставление грехов и в жизнь вечную, и в охрану как души, так и тела».
4. Божественная литургия разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных. В соответствии с этим книга также разделяется на три части. Первая рассказывает о проскомидии и содержит чинопоследование часов, которые читаются в это время. Слово «проскомидия» - греческое и в переводе означает принесение. Как говорится в книге, в древности члены первохристианской общины сами приносили перед литургией все нужное для Таинства: хлеб и вино. Сейчас для таинства используют специально выпеченные просфоры - небольшие круглые хлебцы, состоящие из двух частей, в знак соединения во Христе Божественной и человеческой природы, а также виноградное вино. На проскомидии в символических действиях священника и словах молитв воспоминаются Рождество Христа и принесение Им Себя в жертву на Кресте ради спасения людей.
5. Вторая часть богослужения называется литургией оглашенных. В древней Церкви во время этой части службы могли присутствовать вместе с верными и оглашенные, то есть готовящиеся ко Святому Крещению, а также кающиеся, отлученные от Святого Причастия. Стоит отметить, что в то время, чтобы принять святое крещение, люди проходили весьма длительную подготовку. Они изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на литургии могли только до перенесения Даров с жертвенника на престол. Оглашенные, готовящиеся принять православную веру, есть и сейчас. Немало людей, которые еще не приняли крещение, но тянутся, идут к Церкви. О них мы молимся, чтобы Господь укрепил их благое намерение, открыл им Свое «Евангелие правды» и присоединил к Святой Соборной и Апостольской Церкви.
6. Кроме того, в наше время много людей, крещенных когда-то, в детстве, родителями или бабушками, но совершенно не просвещенных. И о том, чтобы Господь «огласил их словом истины» и привел в ограду церковную, мы молимся во время ектении, которую читают в конце Литургии оглашенных. А состоит эта часть службы из молитв, песнопений, священнодействий и поучений, которые учат нас жить по заповедям Божиим. Завершается она возгласом «Оглашенные, изыдите», после чего начинается Литургия верных. При этих словах нужно особенно внимательно заглянуть в свою душу, изгнать из нее все обиды и вражду на ближних, а также все житейские суетные помышления, чтобы с полным вниманием и благоговением молиться за литургией верных. Подробнее о ее совершении, как, впрочем, и всего богослужения, написано на страницах этой книги.
7. По словам издателей, эта книга ответит на многие вопросы и устранит трудности, с которыми сталкиваются верующие в храме. Удобный формат книги позволит взять ее с собой в храм. Текст литургии сопровождается переводом сложных для понимания слов и выражений, расположенным на полях страниц, рядом с текстом, что позволяет следить за ходом службы в реальном времени, а также краткими постраничными комментариями. При этом наиболее значимые моменты богослужения, их святоотеческое толкование и интересные исторические моменты формирования тех или иных песнопений или молитв, входящих в последование литургии, более подробно разъясняются в разделе «Приложения». Книга дополнена художественными иллюстрациями, которые помогут понять самые важные действия и молитвы службы.
***
При работе над этим изданием были использованы труды преподобного Иоанна Дамаскина, святого праведного Николая Кавасилы, святителя Филарета Московского (Дроздова). Порой бывает сложно понять слова церковных песнопений, возникают сложности с пониманием смысла молитв и происходящего на службе. Многие хотят найти ответ на вопрос, как вообще строится Божественная литургия, что означают слова и действия священника или диакона во время службы и как отличить и объяснить самые важные моменты богослужения. Ответы на все эти вопросы можно найти в книге «Главное таинство Церкви. Божественная литургия с пояснениями». Книга будет полезна всем верующим, особенно тем, кто только начинает свой путь в Церкви.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!