***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Антик и называется «Богородице Дево, радуйся. Пастырские размышления об архангельском приветствии». Ее автор, протоиерей Артемий Владимиров, размышляя об архангельском приветствии Девы Марии, вводит заинтересованного читателя в мир духовных понятий Церкви, знакомя его с самой насущной потребностью человеческого духа - молитвой. Как отмечает автор, Духовный возраст христианина, степень его нравственной зрелости во многом определяется характером его молитвенного делания. Вместе с тем молитва теснейшим образом связана с благочестием - жизнью по вере. Молитва, по слову преподобного Серафима Саровского, есть самый короткий путь к Богу, потому что она более всего содействует стяжанию благодати Божией.
2. Все мы, безусловно, по словам автора, нуждаемся в помощи умудрённых опытом наставников, потому что молитва есть наука из наук, искусство из искусств. Очень важно быть начитанным в святоотеческих пособиях по стяжанию правильного молитвенного навыка. Но обстоятельства внутренней и внешней жизни часто запутаны, и, конечно, живое слово человека, стяжавшего молитвенное предстояние пред Богом, более чем насущно. Но для этого пастырю нужно уметь поделиться своим опытом, а пасомому - должно воспользоваться мудрым советом наставника. На страницах этой книги отец Артемий делится с читателями размышлениями о значимости молитвы, и в частности, так называемого архангельского приветствия в молитвенной жизни православного христианина. И речь в ней пойдёт не только о самой молитве, начинающейся словами «Богородице Дево, радуйся».
3. На мой взгляд, - говорит отец Артемий, - мы должны всецело вверить себя водительству Пречистой, избрать Её нашей ежедневной Наставницей и Детоводительницей ко Христу. Именно к этому призывает нас Церковь в последнем прошении диаконской ектении: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Автор надеется, что его мысли, выстраданные самой жизнью и вынесенные из глубины сердца со всей искренностью и пастырской любовью, послужат к духовной пользе моих читателей.
4. Как отмечает отец Артемий, исключительное место Богородичной молитвы в духовной жизни христианина объясняется весьма просто: Матерь Божия стала одушевлённым орудием Провидения в деле спасения людей, чрез Неё свершилась тайна явления на земле Бога во плоти. Никто не имеет такого дерзновения в ходатайстве за род человеческий пред Воскресшим Богочеловеком, как Его Непорочная Матерь. Не случайно русский народ всегда веровал, что не погибнет грешная душа, если только с верой будет призывать имя Марии, Мариам, что значит Госпожа. Ни к одному святому мы не обращаемся так, как к Богоматери: «Пресвятая Богородице, спаси нас!». В этом детском по искренности прошении слышится безграничное упование на Матерь Господа и Её любовь к нам, недостойным.
5. Замечательно, - отмечает автор, - что первая часть Богородичной молитвы произнесена не человеческими устами, но ангельскими. Некогда Архангел Гавриил, внезапно явившийся Деве в назаретской горнице, сказал Ей: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Вот почему Богородичная молитва именуется архангельским приветствием. Вдохновлённая силою свыше вторила Архангелу и святая Елисавета, уже шесть месяцев носившая под сердцем будущего Крестителя Господня Иоанна. Увидев Марию, пришедшую к сроднице в Нагорную страну, Елисавета воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего.
6. Последние слова приветствия также не земного происхождения. Их провозгласил вифлеемским пастухам бесплотный вестник, представ ночью простецам, сторожившим стадо овец: ...Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. Становится ясно, почему Церковь с древнейших времён (по свидетельству преподобного Серафима) заповедовала своим чадам на дню многократно повторять архангельское приветствие, слова которого, обращённые к Божией Матери, составлены Духом Святым.
7. Особенно, по мнению автора, нужна Богородичная молитва современным людям. Ведь многие из нас носят в своём сердце дух печали. Скорбные обстоятельства жизни, телесные недуги, смущение сердца от всеваемых падшими духами греховных помыслов и ощущений, действие страстей гордости, похоти и гнева - что только ни пригибает к земле христианина! Обращение к Матери Света евангельскими словами подобно солнечному лучу. Оно тотчас разреживает мрак, царящий в грешной человеческой душе... Само имя Пресвятой Марии чудотворно, если Мы призываем его с верой и любовью.
8. Ещё задолго до уклонения христианского запада от чистоты Православного учения, обычай 150-кратного ежедневного произнесения архангельского приветствия вошёл во всеобщее употребление в Церкви во всех частях Римской империи. Усердные христиане не тяготятся этим правилом и сегодня, используя для удобства чётки и разделяя последование на десятки. Существует немало советов, как лучше сосредоточивать внимание во время чтения молитвы. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, советовал перед каждым новым десятком вспоминать ту или иную веху земного пути Божией Матери. Исполнение же Богородичного правила, по словам автора, нужно совершать в зависимости от обстоятельств, которые у всех разные. Своими размышлениями на эту тему отец Артемий делится на страницах книги.
***
Как отмечает отец Артемий, приступая к Богородичному правилу, будем помнить, что Божия Матерь не напрасно именуется Царицей неба и земли. Она удостоилась телесного воскресения прежде Страшного Суда. Об этом мы вспоминаем особенно сегодня, в день празднования Успения Божией Матери. Для Неё нет ничего невозможного в том, что относится ко спасению душ человеческих. Её пресветлым очам открыто прошедшее, настоящее и будущее. И вся наша жизнь, и кончина каждого из нас (её время, место и сопутствующие исходу обстоятельства) не укрываются от взора Богородицы. Об этом будем помнить, обращаясь в молитве к Царице Небесной, одна из которых постоянно звучит в сердце каждого христианина: «Богородице Дево, радуйся…».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!