Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Автор этой книги - архимандрит Симеон (Томачинский), современный духовный писатель, доцент Московской духовной академии. Родился он в 1973 году в Москве. В 96-м - закончил русское отделение филологического факультета МГУ им. Ломоносова. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Гоголя и поступил послушником в Сретенский мужской монастырь. В 2003 году был пострижен в монахи и возглавил издательство Сретенского монастыря. В 2004-м - был рукоположен в священника. В 2008 году закончил Сретенскую духовную семинарию, где в настоящее время преподает зарубежную литературу.
Книга «Бог верит в человека» является сборником проповедей, основной темой которых являются взаимоотношения человека и Бога, Его безмерная любовь и доверие к Своему созданию. В предисловии книги автор пишет: «Работа над составлением этого сборника продолжалась более семи лет. А если считать время произнесения самих проповедей, то более десяти лет. Большей частью они звучали в Сретенском монастыре, к братии которого автор имел честь принадлежать с 1999 по 2014 год. Но также в храме св. муч. Татианы при МГУ, в Покровском храме Московской духовной академии, в домовом храме Курской семинарии. Это, по словам отца Симеона, важно, потому что настоящим автором проповеди является не только сам проповедник, но в огромной мере и прихожане, паства, слушатели.
Именно слушатели своим вниманием, своими запросами, своим «духовным полем» участвуют в таинственном рождении словесного произведения, которое оказывает воздействие и незримо меняет как прихожан, так и самого проповедника. В этом смысле авторство носит условный характер. С другой стороны, трудно не согласиться с мнением приснопамятного митрополита Антония Сурожского, который говорил, что проповедь должна быть обращена прежде всего к себе. Выступая перед студентами Московской духовной академии в 1973 году, владыка Антоний подчеркнул: «Если слово, которое ты говоришь в проповеди, тебя ударяет в душу, если глубоко вонзается, как стрела, в твое собственное сердце, оно ударит в чужую душу и вонзится в чужое сердце».
Поэтому, по словам автора, все проповеди, собранные в этой книге, обращены, прежде всего, к нему самому. В общем-то, - говорит отец Симеон, - для того и хотелось собрать их вместе, чтобы перечитать и спросить себя: «Ну когда ты уже будешь исполнять всё это на деле?» Структура книги не отличается оригинальностью, она построена по календарному принципу. Открывается сборник проповедями великопостного цикла: как подготовительных недель, так и самой Четыредесятницы. «Великий пост, - пишет автор, - это время прояснения смыслов, время познания Бога, себя и своего места в мире. Великий пост - это наш путь в небесный духовный Иерусалим, к Пасхе Христовой, к светлому Христову Воскресению. На этом пути есть очень важные вехи, во время которых мы глубже понимаем смысл поста, понимаем, к чему мы призваны в это время». И вот некоторые такие вехи мы находим и в проповедях отца Симеона.
Несколько из них посвящено Великому канону прп. Андрея Критского, который, как отмечает автор, - является камертоном нашего покаяния, всей Святой Четыредесятницы. «Когда-то, - говорит отец Симеон, - много веков назад, преподобный Андрей написал этот покаянный канон для себя, каясь пред Богом со слезами. Церковь увидела в этом произведении великий учебник покаяния, по которому мы можем соотносить свою жизнь заповедями Божиими. С тех пор канон Андрея Критского всегда читается в первые четыре дня Великого поста и потом целиком на пятой седмице. В этом каноне преподобный Андрей обозревает всю Священную историю, описанную в Ветхом и Новом Завете. Для него это не какие-то события давно минувших дней, а каждый из этих эпизодов, каждый из людей, о которых рассказывает Священное Писание, становится для него примером положительным или отрицательным».
Каждое из событий Священной истории имеет самое непосредственное отношение к моей жизни, к моей душе, к моим отношениям с Богом, - отмечает отец Симеон. И так может сказать всякий человек, читающий Великий канон прп. Андрея. В одном из тропарей говорится: «Привел тебе, душе, все Священное Писание, дела праведных и неправедных. Первым подражай, от вторых же, грешных, отвращайся». Найди в себе силы покаяться, душа моя, и исправиться благодаря тем примерам, о которых здесь говорится. Лествица, о которой рассказывается в Священном Писании, которую видел Иаков, - это пример деятельного восхождения, разумного восшествия. Наше шествие к Богу, наше упражнение в добродетели, наше очищение должно быть разумным, осознанным, не просто как попало, но разумно, с осознанием, для чего и ради чего мы трудимся».
Далее автор объясняет некоторые фрагменты Великого канона: кто такие Дафан и Авирон, Офни и Финеес, Манассия, жена Лота, чему учат нас их поступки? Об этом говорит автор в своих проповедях на Великий пост. Затем следуют проповеди пасхального периода, потом — по Пятидесятнице. Порой на один и тот же праздник или на евангельское чтение приведены две-три проповеди. В отдельный раздел вынесены проповеди о богатстве, которых набралось немало. В Евангелии Христос постоянно возвращается к теме богатства, сокровища, земного имущества, посредством которого человек может как приобрести вечную жизнь, так и потерять свою душу. Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10), - подчеркивает апостол Павел. Так что здесь, по словам автора, есть о чем поразмыслить.
Как отмечает автор, восприятие записанной проповеди сильно отличается от восприятия устной, которая к тому же произносилась в конкретном храме, на богослужении, в молитвенной атмосфере. Именно поэтому все проповеди при подготовке книги проходили большую редакторскую обработку, подвергались сокращениям, корректировке, уточнениям. По сути, это уже совершенно новое произведение.
***
По словам автора, сборники проповедей не относятся к популярному жанру. Оно и понятно: назидательность не в чести, слушать нотации не хочется никому, да и жанр сам по себе специфический. Прекрасно осознавая этот факт, отец Симеон выражает надежду, что эта книга пригодится еще кому-нибудь, кроме самого автора. Со страниц книги он напоминает читателям о том, что Господь «верит в нас с вами так, как мы сами в себя не верим», нужно лишь постараться оправдать эту уверенность в наших силах и возможностях. И здесь всё в наших руках — а Господь всегда поможет и поддержит нас».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!