Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Новый том из серии «Русская икона» рассказывает о богатой памятниками и многообразной иконографии Архистратига. В нем уделяется внимание шедеврам Андрея Рублева, изображениям Архангела Михаила практически во всех видах искусства: иконах, мозаиках, фресках, произведениях шитья и других. Яркий, информативный и богословски выверенный текст дополнен многочисленными иллюстрациями. Книга не оставит равнодушным ни специалиста, ни того, кто только начинает знакомство с родной историей и духовным искусством. По достоинству оценят новый Том преподаватели живописи, истории религии и основ православной культуры.
2. В кратком предисловии автор-составитель книги Полина Александровна Тычинская пишет: «Ангелам начальник и людям наставник», великий и преславный архангел Михаил взирает на нас с древней иконы. Его монументальный образ сразу же привлекает к себе внимание. Почему-то именно перед этой иконой невольно останавливается посетитель Третьяковской галереи, пришедший с другой целью - своими глазами увидеть «Троицу» преподобного Андрея Рублева. Изображение архангела Михаила создано неизвестным художником на сто лет раньше знаменитых шедевров Рублева. И впечатляет оно ничуть не меньше. Архангел предстает перед нами огненно-красном одеянии с золотой разделкой, киноварные всполохи на его лике как бы отражают божественный свет. Спокойный, проницательный и даже ласковый взгляд архангела Михаила обращен к зрителю из-под строго сдвинутых бровей. Небесный архистратиг как будто хочет сказать нам что-то важное. И мы внимательнее всматриваемся в его образ, стараясь понять, какие глубинные смыслы таит он в себе».
3. И вот в первой главе книги Полина Александровна рассказывает о почитании Архангела Михаила и о сюжетах, которые мы видим на той или иной иконе с изображением Небесного Архистратига. Само имя Михаил в переводе с древнееврейского языка означает «кто как Бог». В одном из ветхозаветных апокрифов, первой книге Еноха, говорится: «Он назван Михаил, потому что постоянно заботится о Народе и языках» (т.е. об Израиле и язычниках). Этот древний текст, имевший широкое хождение и в христианском мире, видит служение и богоподобие архангела в его попечении о людях. Как отмечает автор, ангельские силы нередко упоминаются в Священном Писании, как в Ветхом, так и в Новом Заветах.
4. Чтобы земной человек, обременённый плотью и заботами о материальной жизни, мог хотя бы отчасти понять и постичь природу ангелов, в Священном Писании и в творениях святых отцов о них нередко говорится иносказательно, ангельские свойства передаются через образы, понятные человеку. Богослужение в честь архангелов изобилует различными символами, на них же основан и язык иконописи. Например, бесплотных служителей Божиих нередко сравнивают с огнем. На Литургии в праздник Собора Архистратига Михаила (21 ноября) можно несколько раз услышать цитату из Библии: «Творяй ангелы своя, духи и слуги Своя пламень огненный». Эта фраза встречается и в числе надписаний на иконах архангела Михаила. Здесь говорится о сотворении ангельских сил и о том, что они принадлежат к духовному миру, а по причине их верности и преданности Богу они пламенеют, как огонь.
5. Если говорить непосредственно об Архангеле Михаиле, то, как пишет автор, первое и, возможно, главное его деяние, о котором мы знаем из Священного Писания, произошло еще до сотворения человека. «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим... Как упал ты с неба, Денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14: 11-20). Этот фрагмент из книги пророка Исаии является паремией, читаемой во время вечернего богослужения накануне праздника архангела Михаила.
6. В нем говорится об участи вавилонского царя, который за свое властолюбие и многочисленные беззакония будет томиться в аду. Этот образ употребляется при характеристике дьявола, который, будучи ближайшим к Богу светлейшим и славнейшим ангелом, из-за собственной гордыни ниспал в преисподнюю. И как сказано в Откровении Иоанна Богослова, свержение дьявола с неба совершилось при участии небесного Архистратига. В иконографических изображениях этого события небесные служители чаще всего предстают в праздничных одеяниях, без каких-либо признаков сражения с сатаной, потому что победа уже достигнута. И такие изображения представляют архангелов как высших и совершенных существ, которые непрестанно славословят Бога.
7. Другие библейские события, в которых участвует Архангел Михаил, касаются уже земной истории, как правило, жизни отдельных людей или целых народов. Так, например, в апокрифах, посвященных жизни Адама и Евы, рассказывается, что Архангел Михаил участвовал в судьбе первых людей. Именно он, по повелению Божию, изгнал прародителей из рая после их грехопадения. Но он же помог им устроиться на земле: один из распространенных сюжетов христианского искусства иллюстрирует этот момент. В ветхозаветной истории, именно он помогает народу израильскому обрести Обетованную землю. Архангел Михаил явился и трем иудейским отрокам и сохранил их невредимыми в огненной печи.
8. Много других случаев явления Архангела запечатлено как в ветхозаветной, так и новозаветной истории, потому как небесный Архистратиг по велению Божию многократно вмешивался в события земной истории и спасал богоизбранный народ, а им в Новом Завете являются все христиане. Все эти явления нашли свое отражение в иконографии, и об этом рассказывает автор книги.
***
Завершает книгу по традиции глава «История одного шедевра». Здесь говорится об Архангеле Михаиле, икона которого находится в Третьяковской галерее. На ней Архистратиг изображен фронтально, в полный рост. В левой руке он держит зерцало с едва заметным изображением Спаса Еммануила. В правой - жезл, символизирующий власть Архангела и его победу над нечистыми силами. Его поза полна решимости, лик строг. Но вместе с тем впечатление суровости, которое производит лик, сочетается с мягкостью и нежностью, которые чувствуются в овале лица, чуть тронутых улыбкой губах, в глубине необыкновенно живо написанных глаз. Это образ непобедимого Воина, и доброго ангела, прекрасного в своей ангельской природе. Подробнее о истории этого образа, и о многом другом, читайте на страницах книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!