Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

13 января 2024 г.

Сегодня протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма в честь Трех Святителей в поселении Воскресенское, а также храма в честь Софии Премудрости Божией, что в Средних Садовниках города Москвы, продолжает свои беседы о Евангелии.

– Батюшка, очень рада Вас видеть в эти замечательные святые дни. Сейчас идут святки, и я хотела бы от себя лично и от всех наших зрителей поздравить Вас, всех Ваших близких и матушку Нину с замечательными праздниками и пожелать доброго здравия, мира, покоя и благополучия.

– Благодарю Вас! Со своей стороны тоже хотел бы поздравить и Вас, и дорогих телезрителей, дорогих братьев и сестер, с праздником. Статистика говорит о не очень большом количестве православных христиан в России, но я глубоко убежден, что многие считают себя верующими, только, к сожалению, у них недостаточно знаний о том, почему, например, мы ходим в храм, соблюдаем посты.

Недавно прошел Рождественский пост, и мы уже встретили Рождество Христово. Наше государство отмечает Рождество Христово как большой праздник. Не случайно в эти дни люди свободны от работы, служения (за исключением людей особых профессий, которые не имеют возможности отдыхать в праздничные дни).

Многие знают и слышали, что Рождество Христово является самым почитаемым праздником в Католической Церкви. Я никогда не задумывался об этом и не могу объяснить этого феномена, но Пасха на Западе как бы на втором месте, тогда как у нас наоборот. С другой стороны, понятно, что если бы Христос не родился, не было бы и Пасхи, не было бы воскресения из мертвых. Так что можно понять западный мир, для которого Рождество Христово – самый почитаемый праздник.

Для нас самый сокровенный, самый великий праздник – Пасха, потому что Христос воскрес и проторил для людей путь к Царствию Небесному; Он искупил первородный грех человеческий, и снова открылись врата в Царствие Божие. Собственно, ради этого Господь Иисус Христос, Сын Божий, Мессия, и пришел, чтобы соединить человечество с Богом, чтобы Бог соединился с нами. Это огромнейшая, колоссальнейшая веха в истории христианской Церкви и нашей жизни.

В тропаре праздника Благовещения есть такие слова: «Днесь спасения нашего главизна». Я задумался, почему так. С одной стороны, конечно, Пресвятая Богородица является главой нашего спасения, потому что Она зачала от Духа Святого и носила под сердцем Своим Богомладенца. И здесь хочется сказать о тех брачных парах, которые на первых неделях беременности совершают уничтожение плода, думая, что соединение двух клеток – это ничто. Нет; это уже человек в зачаточном состоянии, поэтому в данном случае совершается убийство человека...

Так вот, Христос родился. Все мы знаем события Рождества Христова. Я желал бы, чтобы Вифлеемская звезда проложила путь к сердцу каждого человека, осветив его своим торжеством и напомнив о Рождестве Христовом. Чтобы свет Вифлеемской звезды подготовил наши сердца к тому, чтобы воспринять Богочеловека; чтобы небо соединилось с землей, то есть Бог соединился с нами, а мы соединились с Богом.

Мы помним события, связанные с Рождеством Христовым. Написано через пророка: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф. 2, 5–6). Действительно, в Вифлееме Иудейском рождается Христос.

Кстати, в апокрифических евангелиях очень поэтично описывается Рождество Христово, что в то время, когда рождался Христос, в мире все замерло: ветер перестал дуть, животные разных мастей и разной природы как бы остановились, замерли. Всё в мире переживало это величайшее событие – Рождество Хозяина мира, Второго Лица Пресвятой Троицы, благодаря Которому был сотворен этот мир.

С другой стороны, для мира все произошло как бы обыденным образом. Пришли волхвы к царю Ироду и спросили: «Где родившийся Царь Иудейский?» Царь Ирод встревожился, собрал книжников и фарисеев и спросил, где должно родиться Христу. Они сказали, что в Вифлееме Иудейском. Царь содрогнулся, побоялся за свой трон, потому что волхвы спросили именно о рождении Царя Иудейского. Поэтому после того, как волхвы не исполнили своего обещания, не пришли и не сказали ему, где находится Богомладенец, он весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф. 2, 16). Было уничтожено 14 000 младенцев; Православная Церковь считает их первыми христианскими мучениками.

Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 2, 18). Это пророчество сбылось. Вифлеем Иудейский – это место, где находится гробница Рахили; все слышали ее голос, ее плач в радиусе четырех километров. Поэтому Евангелие говорит не символически, не образно, а свидетельствует о том, что действительно исторически произошло в этом мире. Рахиль плакала о детях своих, ибо их уже не было.

Мы помним, что не только волхвы пришли поклониться родившемуся Христу, но и пастухи, совсем простые, не книжные люди. Волхвы (образованные, мудрые люди, звездочеты) принесли Богомладенцу дары: ладан как Богу, золото как Царю и смирну как смертному Человеку. И совершенно простые пастухи, которые были связаны только со скотиной, с землей, услышали ангельское пение на небе; ангелы им указали, что родился Царь мира, Царь всей Вселенной, Царь нашей жизни, и они пошли поклониться Господу Иисусу Христу.

Кстати говоря, в этом универсальность христианской религии: это религия для бедных и богатых; для людей, просвещенных и не просвещенных образованием.

Однажды меня пригласили исповедовать уходящую из этого мира старушку, которой было 102 года. Я пришел к ней. Она была в ясном рассудке. И, знаете, будучи совершенно безграмотным человеком (она расписывалась крестиком), она говорила о таких высоких вещах, что я поразился этой просвещенности благодатью Духа Святого. Меня, священника, она просвещала в некоторых тонкостях и загадочных моментах, связанных со Священным Писанием Нового Завета. Я был поражен и потрясен. Это свидетельство того, что религия – и для безграмотных людей.

Так вот, Христос родился. Волхвы и пастухи поклонились родившемуся Христу. Началось избиение младенцев. По ангельскому призыву Иосиф с Пресвятой Богородицей и Богомладенцем бегут в Египет.

Но до этого совершилось обрезание Господа нашего Иисуса Христа. Кстати, хочу поздравить телезрителей с великим праздником Обрезания Господня, который будет праздноваться 14 января. Как свидетельствовали святые отцы, Господь уже в этом возрасте (а Ему было всего восемь дней) исполнил закон, который был предписан: младенцев мужского пола обязательно обрезали в восьмой день после рождения.

В сороковой день произошло сретение. По благодати Духа Святого, по Его гласу Симеон Богоприимец пришел в храм в то время, когда Иосиф и Мария принесли Богомладенца в Иерусалимский храм для посвящения Его Богу и чтобы принести в жертву двух горлиц. Мы помним трогательное изображение на иконах Сретения Господня, как Симеон Богоприимец (которому, по преданию, было уже 360 лет) взял на руки Богомладенца и произнес замечательную молитву, что поется в Церкви во время вечернего богослужения: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

После сорокового дня Иосиф и Пресвятая Богородица с Богомладенцем бегут в Египет. Они прожили в Египте три с половиной года, до смерти царя Ирода; ангел Господень явился и сказал, чтобы они возвращались в землю Израилеву. Но так как в то время правил Архелай, сын царя Ирода, они убоялись идти в столицу и пошли в Назарет, где проживали некое время. Господь Иисус Христос был в послушании у родителей, учился древесному мастерству. Вместе с Иосифом они изготавливали древесину для построения домов в округе, и таким образом семья зарабатывала на хлеб насущный. Это несмотря на то, что Иосиф происходил из царского рода...

Вспомним одно событие из жизни Господа нашего Иисуса Христа. Иосиф с Марией и Богомладенцем (тогда Ему было уже 12 лет) были на пасху в Иерусалиме. Когда они возвращались обратно, Иосиф и Мария не обнаружили Иисуса Христа, подумали, что Он, немного отстав, идет с другими. В течение трех дней они Его искали и нашли в храме Иерусалимском, где Он проповедовал и проявлял такое знание Священного Писания, каким не обладали старейшины храма. Безусловно, здесь фактор не только талантливости Христа как Человека, но то, что Он Богочеловек и Ему все было открыто.

– Даже уже в таком возрасте?

– Да. По преданию, в некоторых случаях Он являл себя Богом до выхода на проповедь. Так вот, когда они нашли Христа в храме, Богородица сказала: «Чадо, мы тебя искали…» На что Христос ответил: «Я должен находиться в том месте, которое принадлежит Отцу Моему». То есть в храме.

– В Николо-Берлюковском монастыре есть редчайший образ, как Господь проповедует Евангелие в храме; тот сюжет, о котором Вы сейчас рассказывали. Не знаю, есть ли где-то еще такой образ. Очень интересная икона.

– Надо обязательно посетить монастырь и увидеть этот образ. Хотя я помню, что встречался с изображением Христа в таком отроческом возрасте, проповедующего старцам иудейским.

Дальнейшая жизнь Христа до тридцатилетнего возраста – тайна. Потому что Христос возрастал духом, находился в постоянной молитве и ожидал того времени, когда по законам иудейским мог выйти на проповедь. Потому что неповиновение, когда люди в более молодом возрасте выходили на проповедь, преследовалось властями иудейскими.

В дальнейшем я хотел бы остановиться на том, где Христос проповедовал и совершал чудеса, чтобы мы представляли путь, которым прошел Христос...

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00
  • Среда, 15 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать