– Много вопросов поступило из-за рубежа. Постараемся ответить на вопросы людей, которые волей-неволей оказались вдалеке от Родины.
Первый вопрос: «Живу в Швеции. После долгого перерыва хочу вернуться к вере, но вокруг только протестантские храмы. Муж мой тоже протестант. Что делать?»
– Швеция граничит с Финляндией, можно хотя бы раз в два месяца поехать туда на один день, переночевать где-то и посетить храм, исповедоваться, причаститься. Это страны шенгенской зоны, свободное передвижение через границы. Если бы человеку сказали, что у него, например, раковое заболевание и необходимо четыре раза в год появляться к профессору, то он поехал бы на край света. Ради души, ради жизни вечной поедешь куда угодно, если так сложились обстоятельства.
– Что касается мужа-протестанта, у моей приятельницы дочка очень давно вышла замуж за бельгийца. Не помню точно, протестант он или католик, но он совершенно спокойно относится к тому, что жена остается православной. И всех четверых детей они крестили в Православной Церкви, приезжали в Россию. Так что можно и нужно договариваться.
– Апостол Павел говорит: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14). Но это не относится к ситуации, когда идет выбор. Если ты православная христианка, ищи мужа из своей среды. Другое дело, когда люди вступили в брак и потом кто-то один пришел к христианству; тогда нужно оставаться в этом браке и до конца своих дней благодарить Бога, что есть муж (или жена).
Апостол Павел говорит: пусть будет брак, но только о Господе. Апостольские послания говорят, что за иноверцев не должны выходить замуж, но когда люди уже в браке, тогда другое дело: каждый освящается своей половинкой.
– То есть можно посоветовать телезрительнице, задавшей вопрос, поехать в Финляндию. В Финляндии очень много православных храмов.
Следующий вопрос: «Как крестить ребенка за рубежом? И как выбрать православных крестных, если таковых рядом нет?»
– За рубежом все приходы очень дружные, семейные, все друг друга знают. Нужно обратиться с этим вопросом к священнику. Если вы посещаете храм, то познакомитесь с прихожанами. Там гораздо теснее общение, чем в Москве; люди после богослужения остаются на совместный обед, чаепитие. Если совсем маленький приход, можно попросить священника, чтобы он был крестным. А так попросить батюшку, чтобы он посоветовал кого-то из числа прихожан, чтобы они на себя взяли такую почетнейшую и наисвятейшую миссию крестных. Все можно решить на приходе.
– Теперь перейдем к вопросам, которые касаются нахождения в храме. «Как бороться с раздражением в церкви?»
– Греки говорят: куда бы ты ни пошел, везде найдешь то, что принес с собой. Добрый человек везде найдет доброе, а плохой везде найдет плохое. Поэтому надо бороться с раздражительностью внутри себя независимо от того, где ты находишься: в храме, метро или магазине.
Иоанн Лествичник говорит, что гнев, раздражение – безобразие души. Поэтому надо свою эмоциональность, неуравновешенность контролировать. И когда идешь в храм, именно об этом и надо молиться... Лукавый обязательно будет провоцировать, пользуясь нашей брешью в душе. Гневливость – от гордыни.
Надо заранее приходить в храм, чтобы поставить свечи, подать записки, встать в спокойное местечко и, закрыв глаза, как говорит Серафим Саровский, начать свою молитву к Богу.
– Следующий вопрос: «Почему праздничные службы такие долгие?»
– Храм – это небо на земле. Находясь в храме, мы дышим воздухом вечности. Многие радуются, когда выпадает возможность выбраться на недельку в Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, подышать свежим воздухом, и никто не жалуется, что находится там долго.
Какие у тебя важные дела, что ты бегом бежишь из храма? Тебе надо маму или папу покормить, переодеть? Или нужно помочь брату с его многочисленными детьми? Или нужно собрать посылку на фронт? Куда тебе торопиться? Опять к телевизору?
Храм – это санаторий, зачем из него торопиться бежать? В свое время я работал в Институте Склифосовского, и там применялась оксигенотерапия: обогащение клеток организма кислородом. Была очередь на эту процедуру, поэтому сокращали ее время с 40 до 20 минут, чтобы большее количество людей могли этим воспользоваться. Но если бы предложили побыть в этой барокамере подольше, думаю, никто бы не отказался. Это необходимо для телесного здоровья. Телесное здоровье человек ценит. А храм необходим для здоровья духовного...
– Думаю, все замечали, что после Причастия какое-то время, хоть пять минут, хочется любить всех.
– Да, настроение меняется в лучшую сторону.
– Как у спортсменов появляется второе дыхание, после Причастия неожиданно появляется любовь, все кажутся милыми, хорошими, близкими, всех хочется расцеловать.
– Дай Бог, чтобы у большего количества людей это было почаще и подольше. Господь нам по временам дает почувствовать благодать, посылая Свою весточку, что мы с Ним, мы припали к этой пуповине, к этому кислороду вечности. Старец Амвросий говорил, что, причащаясь, мы вкушаем Хлеб Жизни. Это чрезвычайно важно. И многие православные христиане чувствуют перемену в душе, в сердце.
И все молитвы на это настроены: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». «Пройди… во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений». «Буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие». «И даруй ми… до последнего моего издыхания достойно причащатися святынь Твоих». В благодарственных молитвах по Святом Причащении мы читаем эти слова.
– Вопрос: «Сколько времени нужно не есть перед причащением?»
– Принято, что после полуночи мы не едим. Но если службы ночные (на Новый год, Рождество, Пасху), Церковь определила шестичасовой пост. Значит, если богослужение начинается в полночь, то последний раз вкушаем пищу до 18 часов, за шесть часов до богослужения.
В некоторых храмах литургия Преждеосвященных Даров служится вечером, тогда тоже определен шестичасовой пост перед причащением. Хотя многие христиане уже настолько привыкли, что вообще в этот день ничего не едят. Конечно, это сложновато, но такая ревность у многих есть.
– Вопрос: «Как реагировать на людей, которые очень некорректно ведут себя в церкви?» Таковые есть, особенно когда лето наступает. Невольно обращаешь внимание на не совсем закрытую одежду. Это, конечно, не может не раздражать. Или видишь какие-то шлепанцы, которые можно надевать только на пляж. Я уже как-то научилась абстрагироваться от этого, глаза закрываю…
– Надо начать все-таки со священника. Это дело священника, пастыря, который не должен все происходящее в храме пускать на самотек. Это что касается каких-то объективных вещей. Если это что-то субъективное и касается только вас, то сами должны с собой справляться.
Федор Михайлович Достоевский говорил: каждый в ответе за всех. Он, конечно, идеализировал и говорил про весь мир. А в храме мы ответственны. Если ты видишь кричащего ребенка, можно посоветовать отойти в притвор, потому что везде ведется трансляция богослужения... Когда в консерватории идет какая-то симфония, в бубны никто не барабанит и просят отключать телефоны. Детей можно приводить в храм только к причастию. Если вы слышите, что кто-то разговаривает, можно сказать: «Сестры, потише». Люди забываются, но эти напоминания будут действовать. Если какая-то чрезвычайная ситуация, можно позвать алтарников. Потому что женщина с женщиной вряд ли договорятся. Есть такая поговорка: в споре рождается драка.
– У меня был такой случай. Несколько лет назад я была в одном из центральных московских храмов. Мы стояли в четверике, шел Евхаристический канон. Пришла женщина с маленьким ребенком, вошла в четверик и начала водить ребенка рядом с иконами, показывать. Я сказала: «Сестра, пожалуйста, тихо, Евхаристический канон идет». Она на меня так посмотрела!..
– Мы все, начиная от постоянных прихожан и заканчивая священниками, должны заботиться об обстановке в храме. Нас всех это должно касаться.
– Показывать ребенку росписи икон можно после службы.
Вопрос: «Почему молитва "Отче наш" на службе отличается от варианта домашнего прочтения?»
– В богослужебный текст добавляются слова: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Это уже добавление церковное, евангельские слова.
– Вопрос: «Некоторые психологи считают, что поиск духовности – это показатель психологически нестабильной жизни». Мне кажется, сейчас враги народа – это психологи. Чего только не пытаются внушить людям...
– Только у животных стабильная жизнь: поели, попили, свои нужды совершили – и всё. Только человеку свойственно искать смысл жизни. Как говорил Достоевский, нельзя жить только в одну утробу, надо обязательно жить со смыслом. А если нет никакого смысла и довольствуешься только жизнью по горизонтали, тогда ничем не отличаешься от животных. Еда, тепло, секс есть – значит, все нормально. Но мы же не можем одним этим жить и быть этим удовлетворенными. «Целому морю – нужно все небо, целому сердцу – нужен весь Бог».
– Психологи считают, что поиск духовной жизни – это ненормальность.
– Один психиатр переговорил с двумя психологами и понял, что им срочно нужен психиатр.
– Сейчас появились православные психологи. У вас в храме нет православного психолога? И чем они отличаются от обычных психологов?
– В наших храмах на подворье семь священников. Вот и получается, что у нас семь психологов. Потому что батюшки уже прошли огонь, воду и медные трубы, пропустив через себя тысячи ситуаций и событий. Это огромный человеческий опыт.
– Конечно. У вас служат батюшки, которые были и на Крайнем Севере, и там, где заканчивается Россия. У многих много детей. Вот настоящие психологи.
– У отца Сергия Романова девять детей. Подходи и спрашивай, как найти общий язык с подростками, про все возрастные кризисы. Он все расскажет.
– Вопрос: «Дочке 10 месяцев, хочу ее крестить, но муж считает, что это излишне, хотя и не против. Как мне поступить?»
– Если не против, то так и поступайте. Только непонятно, вообще крещение излишне или так рано крестить? Вообще мы крестим на 40-й день. Если зима, можно дождаться времени потеплее, если ребенок хилый. Иногда годовалого младенца уже и в купель тяжело окунуть, он хватается за бороду. Поэтому надо батюшек жалеть. Если муж не против, тогда надо ребенка крестить и сделать из этого праздник, чтобы это запомнилось. Это вселенское событие – крещение человека.
– Вопрос: «Господь сказал, что нельзя любить детей больше Бога. Это касалось только учеников или всех людей?»
– Знаете, мы сейчас по нашей жизни вообще никого не любим. Поэтому у нас нет такой проблемы, что мы чрезмерно кого-то любим. Авва Дорофей говорит: представьте окружность, центр которой – Бог, круг – все люди, а радиусы, идущие к центру, – наши дороги, наши судьбы. Если мы хотим приближаться к Богу и от периферии идем к центру, то невольно сближаемся и друг с другом. Сближаясь друг с другом, мы таким образом приближаемся и к Богу. Вот такая геометрическая формула.
Господь сказал: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). А как Он возлюбил? Даже до крестной смерти. Господь возлюбил каждого из нас, отдав Свою жизнь. Поэтому, любя детей, родных, близких, мужа, жену, мы через это любим Бога. Апостол сказал: кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).
Мы должны людей любить ради Бога, потому что это пример Его жизни. И мы должны следовать примеру Господа.
– Вопрос: «Сейчас стало очень много мироточивых икон. Связано ли это с тем, что происходит в мире?»
– Сложно сказать. Это Промысл Божий.
– Некоторые говорят, что икона мироточит к чему-то плохому.
– Я думаю, это для укрепления веры. Не все лежит в материальной плоскости, есть какие-то вещи, которые выходят за пределы материального. Через внешние проявления Господь напоминает о Своем присутствии. Это может быть и через такое событие, и через исцеление, и через преображение человеческой жизни. Например, был человек пьяницей и вдруг в одночасье изменился.
Вспоминается случай. Человек вышел из тюрьмы. Там он пришел к вере и написал такое четверостишие: «Со Христом и в тюрьме на свободе, без Христа мне свобода – тюрьма».
– Знаете, у моего духовника полгода мироточила скатерть, на которой стояли иконы. Миро выжимали и собирали в баночку.
– Невероятно.
– Дух дышит, где хочет. Представляете, не икона мироточила, а скатерть.
– Есть еще и оборотная сторона. Многие люди наивно думают, что если они помолились или что-то сделали, сразу что-то изменится. И задаются вопросом: «Почему не исцеляется моя дочь (или мама, папа)?» Мы не должны ждать сверхъестественного по нашим молитвам. Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. Не проси у Бога облегчения ноши, проси у Бога крепких плеч.
Многие наивные люди так и говорят: «Я просила, но даже в вашей церкви ничего не случилось, ничего не произошло». Случилось и произошло: ты – верующий человек, и ты понял, что над тобой есть любящий Отец и Творец. Этого уже достаточно! Необязательно, чтобы внешне жизнь преобразилась к лучшему: пропал диабет, давление, все стали верующими, бросили пить, курить, ругаться матом, перестали изменять. У верующих людей по большей части ничего не меняется, но меняется самое главное – отношение к жизни. Мы благодарим Бога за то, что приобрели смысл жизни. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века.
– Вспоминается рассказ одного святого, как он исцелил бесноватую девушку, красивую, молодую. Она пришла в себя, но после этого исцеления пустилась в такие тяжкие грехи, что он сказал, что лучше бы ее не исцелял. Мы даже иногда и не понимаем, что нам лучше оставаться с каким-то артритом...
– У старца Амвросия есть пример. У женщины был какой-то недуг, какое-то расслабление. И старец сказал ей: «Эта болезнь приблизила Вас к Богу. Ведь сколько раз, пройдя мимо святого угла, Вы осеняли себя крестным знамением, а иногда и вставали на колени, чтобы молитвенно воздохнуть к Богу. И вспомните, как до болезни по сто раз в день Вы смотрелись в зеркало, чтобы поправить локон, причесаться. А теперь все переменилось. И это для спасения Вашей души. А здоровому человеку Бог-то и не нужен». То есть все это тайна.
– Батюшка, спасибо огромное! Мы ответили на большое число вопросов. Продолжим в следующих программах.
– У старца Амвросия есть замечательное пожелание: «Если хочешь жить легко и быть к Богу близко, держи сердце высоко, а голову низко».
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!