Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

25 ноября 2023 г.

Сегодня архимандрит Мелхиседек (Артюхин) продолжает отвечать на вопросы зрителей.

– Вопрос: «Является ли грехом работа в праздники?»

– Есть праздники, которые не выпадают на воскресный день, и работа грехом не является. Но если мы сами себе придумали работу вместо того, чтобы уделить время для души, это не то чтобы грех, просто мы себя обкрадываем. Кстати, этот вопрос перекликается с вопросом о том, можно ли молиться во время работы. Во время работы молиться можно. Но, когда молишься, работать нельзя. Это разные вещи. Например, ты читаешь вечерние молитвы. Можно ли в это время прокручивать фарш? Или гладить белье? Нет; нужно посвятить 15 минут только молитвам. Когда вечерние молитвы закончились – начинаешь гладить и продолжаешь молиться; в этом греха не будет.

– Я уже рассказывала: когда мою посуду, всегда пою «Богородице Дево, радуйся». И так хорошо моется посуда! Время проходит быстрее, и получаешь огромное удовольствие от мытья посуды.

– И время наполняется духовным содержанием.

– Вопрос: «Почему нельзя говорить слова: "Пусть земля тебе будет пухом"»?

– Дело в том, что это сокращенная римская поговорка. Звучит она так: «Пусть земля тебе будет пухом, чтобы псы быстрее раскопали твои кости». На самом деле в Риме это было проклятие. У нас сейчас осталась только часть пожелания: пусть земля тебе будет пухом.

Какая разница покойнику, пухом или не пухом; или в камнях его похоронили? В Израиле, например, одни камни. В Грузии одни камни. Про Хованское кладбище говорят, что там сыро будет лежать...

– Покойнику уже все равно.

– Вот именно. «Пусть земля тебе будет пухом» – это сокращенная римская поговорка. Так лучше не говорить.

Кстати, поговорку «Век живи, век учись» тоже сократили. Она звучит: «Век живи – век учись тому, как жить». Жить как? Добродетельно.

Еще говорят: «Истина – в вине». И добавляют: «А здоровье – в воде». На самом деле фраза звучит: «Истина в вине не раз тонула». Или еще говорят: «О покойниках или хорошо, или ничего». Это придумали коммунисты в советское время. Оказывается, фраза звучит так: «О покойниках либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Даже если это горькая правда.

Поэтому надо знать контекст. Федор Михайлович Достоевский предостерегал: не дай Бог кого-то осудить, не зная обстоятельств жизни человека. Важен контекст. Что стоит за поступком, за словами, что человека подвигло…

– И мы должны подумать о том, как мы повели бы себя в тех или иных обстоятельствах. Мы начинаем осуждать человека: мол, он такой-сякой, украл сто рублей на государевой службе. Простите, а сколько украли бы мы?

– Расскажу случай. Подзывает меня однажды алтарник храма и говорит, что меня спрашивает какая-то женщина. Я выхожу и вижу: стоит женщина в лосинах, прозрачной кофточке с большим декольте. Стоит и рыдает. Я подхожу, спрашиваю, что случилось. Она говорит: «У меня только что дочка с двенадцатого этажа выпрыгнула». И вот она в чем была, в том и пришла. Мы поговорили, пообщались, наметили, как из этой ситуации выходить. И уже в конце я ей сказал: «Когда в следующий раз будете в храме, хоть немножко оденьтесь». Она посмотрела на себя и ахнула. То есть это не было умышленно, она просто была в состоянии аффекта.

Потом я рассказал об этом случае прихожанкам и сказал: «Представляете, если бы кто-то из вас сделал ей замечание! Она могла до священника и не дойти». У нас на приходе запрещено делать замечания.

Мне понравились слова одной женщины. Я спросил: «Как ты могла ему простить? Почему это не поцарапало твое сердце?» И она сказала замечательные слова: «Но он же не со зла». Нам все время надо иметь помысел, что человек делает что-то не со зла. Просто такое было состояние, находился под каким-то впечатлением, не подумал. Надо понимать, что зло не его сущность, это временное проявление греха, который есть во всех нас.

– Вопрос: «Может ли женщина, которая использует внутриматочную спираль, причащаться?»

– Нет, конечно, до тех пор, пока ее не уберет. Дело в том, что это одно из страшных абортивных средств, и женщина в этом не кается, потому что даже не знает количество зачатий, сколько зигот было разрушено. Зигота – это клетка, которая образуется при слиянии мужской и женской половых клеток. Зигота не может прикрепиться к матке вследствие спирали, и происходит разрушение уже зачатого ребенка: когда слились две клетки (мужская и женская), это уже будущий ребенок. Василий Великий сказал: «Тот, кто должен стать человеком, – уже человек».

В данном случае женщина не кается, даже не зная, какое количество жизней прекратилось из-за спирали. Поэтому нужно сказать об этом на исповеди священнику, потом убрать спираль, вести покаянную жизнь, и только потом можно причащаться.

Женщины, совершившие аборт, каются, страдают. А в данном случае человек не страдает, не кается и даже не понимает, что происходит.

– Вопрос: «Можно ли причащаться в отчаянии, при потере надежды на спасение?»

– Причастие как раз и является для нас, больных людей, лекарством. Иногда бывают такие дьявольские искушения, что происходит потеря веры. Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» говорит, что самое страшное искушение – искушение безверием; оно может быть у всех, даже у монахов, священников, митрополитов.

Дьявол может накрутить человека через болезнь, например. Старец Паисий Афонский страдал раком. Сестры, видя, как он мучается, спрашивали: «Отче, как тебе?» И Паисий, который исцелял других от рака, говорил: «Лихо. Почти невозможно терпеть». И он говорил сестрам: «Столько духовной пользы, сколько доставил рак, не доставили мне все мои подвиги на Афоне. Как же он меня смирил!..»

Все это надо пережить, перестрадать. Вечных людей нет. Человек молится: «Господи, помоги, облегчи страдания». И будет искушение, что молитва должна быть услышана и что все должно прекратиться. Ничего не прекратится.

Кто-то из мудрых людей сказал (и мы должны это запомнить на всю жизнь): «Не проси у Бога облегчения ноши, проси у Бога крепких плеч». Не проси, чтобы ситуация прекратилась, проси терпения, чтобы пережить эту ситуацию. Ситуация не прекратится, сахарный диабет не уйдет, потерянные на войне ноги, руки не вырастут. Проси у Бога терпения, мужества это принять, пережить и жить с этим по-новому, не мечтая и не вспоминая, что было. Это уже другая страница. Принимай жизнь такой, какая она есть. Старцы говорили: «Делай что должно – и будь что будет». А будет то, что Бог даст.

Это иллюзия, что Бог должен услышать все наши молитвы, просьбы, особенно когда нам ужасно тяжело. Поверьте, ничего не будет меняться. Можешь поменяться только ты и твое восприятие. Вспомните, как говорил Иов: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21). И сказано: не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге. То есть Иов не возроптал.

– Вопрос: «Правда ли, что если в душе себя осуждаешь за страсть, но все равно ей поддаешься, это не считается грехом?»

– Например, блудишь и осуждаешь себя. Но грех-то продолжается. Если человек себя осуждает, есть шанс, что в конце концов может наступить момент, когда он все-таки пересилит себя и перестанет поддаваться этой страсти.

– Так это грех?

– Конечно, грех. Если я себя осуждаю за то, что ворую, и продолжаю воровать, факт греха все равно остается. Федор Михайлович Достоевский говорил: «Главное, самому себе не лгите». Если человек думает: «Может быть, это еще ничего? Может, это не так страшно? Может, не так далеко зашло?» – он врет самому себе. Этого делать не надо. Ну и что, что ты себя осуждаешь? Ты же все равно продолжаешь совершать грех. Если ты на самом деле жалеешь о содеянном, тогда прекращай это делать. Иначе шансов остается все меньше и меньше. Потому что ты делаешь это уже сознательно, болевой порог снижается.

– Вопрос: «Может ли уныние быть от эгоизма?»

– От эгоизма может быть все что угодно. У эгоиста нет ни близких, ни друзей, ни родных, которые как-то сглаживали бы его жизнь и кому он сгладил бы жизнь, сделал ее приятной, доброй, светлой. У эгоиста вечное уныние, потому что он живет только для себя и благодать ниоткуда не получает. Счастье человек получает тогда, когда что-то отдает. Если ты ничего не отдаешь, то ничего и не получаешь. Если ты ничего не сеял, то ничего и не пожнешь.

Поэтому я бы сказал, что у эгоиста вечное состояние уныния. Когда ты не служишь, а хочешь, чтобы тебе служили, тебя любили, тебе помогали, – это иллюзия: не будут ни любить, ни помогать, ни принимать участия в твоей жизни до тех пор, пока ты сам первым не будешь это делать и в этом находить радость жизни.

Сейчас в семье не хотят служить друг другу. Откуда будет радость, если нет нормальных человеческих отношений? Из-за этого и уныние. Ты не по-человечески относишься – и к тебе не по-человечески.

– Вопрос: «Как начать верить в Бога?»

– Это вопрос целой жизни... Кстати, атеисты – тоже верующие. Нет неверующих людей. Только мы верим в бессмертие, в Творца, в воскресение мертвых, что мы – творение Божие и все идет по закону и со смыслом, а атеисты верят, что жизнь зародилась сама, неизвестно для чего, и все мы в конце концов умрем. Перспектива – тупик и смерть. Человек в это верит и эту веру навязывает.

У нас есть Бог Троица, Второе Лицо Святой Троицы – Господь наш Иисус Христос, в Которого мы веруем всем сердцем, всей душой. А у атеистов – бог «само»: все делается само, все произошло само собой.

Федор Михайлович Достоевский говорил: если человек не будет верить в Бога, он будет вынужден верить во всё. Кстати, атеисты почему-то мистики. Нумерология, знаки зодиака, шаманизм, какие-то амулеты... Но если вы верите в мистику, то почему же не верите, что над нами Творец, Который нас создал по любви к нам, чтобы мы приобщились к Его жизни, Его любви, Его радости? В этом есть смысл. И мы бессмертны. Смерть – это временное расставание человеческого тела с душой. Будет воскресение мертвых. Христос вновь явится на эту землю, и все воскреснут. Это же всерадостнейшая перспектива! Смерти нет. «Смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет».

У всех (и верующих, и неверующих) самый любимый день в календаре – воскресенье. Для верующих это самый любимый день потому, что богослужение, причастие; для неверующих – можно отоспаться, поехать на шашлыки...

Когда я у школьников спрашиваю, что означает слово «воскресение», они сначала говорят, что это выходной, когда в школу не надо идти. И только потом начинают соображать, вспоминать, что воскрес Иисус Христос. Я им объясняю, что этот день недели, когда Он воскрес, стал именоваться в разных народах по-разному: у греков это день Господень, в англоязычных странах это день Солнца (но не как у японцев, у которых даже на флаге страны изображено солнце). Солнце (с большой буквы) – это Христос.

Как начать верить в Бога? Если человек искренне ищет Бога, надо просить: «Господи, помоги мне Тебя почувствовать».

– Хочу рассказать небольшую историю. 4 ноября я ездила в Богородице-Рождественский монастырь на престольный праздник; там один из храмов как раз посвящен Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Я вызвала такси, села в машину и сказала водителю: «С праздником!» Он говорит: «Я совсем забыл, сегодня же праздник какого-то единения». На что я сказала: «Вообще-то сегодня праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы». Судя по всему, человек был не очень воцерковленный, он сказал: «Для кого-то день единства, для кого-то день стакана, а Вы едете на праздник вечности». Я была просто поражена. Видно, в человеке Господь говорит. Думаю, рано или поздно он придет к Богу, потому что он обо всем расспрашивал. Праздник вечности...

– Не каждый в церковной среде так выразится.

– Ведь у нас в Церкви каждый день праздник вечности.

– Блез Паскаль, философ, математик, говорил: «Путь к Богу лежит через доброе сердце». Господь обязательно будет стучаться в доброе сердце человека и в конце концов достучится. В злое сердце достучаться перспектив очень мало, там только одни потрясения, скорби, болезни, несчастья... Путь к Богу лежит через доброе сердце. Начни делать добрые дела – и почувствуешь в человеческой любви любовь Божественную.

– Спасибо Вам!..

– Федор Михайлович Достоевский говорил, что человек обязательно должен разобраться, есть Бог или нет, есть вечность или нет, есть воскресение или нет. Это наиглавнейший вопрос, из него проистекают все остальные. Мы счастливые люди, что в этом разобрались, и Господь всем нам в этом помог. Быть верующим человеком – это уже счастье.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00
  • Среда, 15 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать