Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

3 февраля 2024 г.

Сегодня отец Мелхиседек продолжает отвечать на вопросы.

– Знаете, батюшка, что меня порадовало? Атеисты смотрят нашу программу, пишут нам, задаются вопросами, мол, связываться с православием или нет.

– Связываться. Кто-то из мудрых людей сказал, что через пять минут после смерти все поймут и узнают, как надо было жить, только для одних это будет продолжением жизни, а для других – абсолютным откровением, но будет уже поздно. Кстати, об аде кто-то сказал, что ад – это невозможность любить. То есть ты должен был при жизни выбрать Господа Иисуса Христа, любовь, Евангелие. А если вся жизнь прошла непонятно как, то на что надеяться?

Василий Великий говорил: то, что в этой жизни началось, в той только продолжится, а что в этой жизни не началось, не может продолжиться и в той. То есть жизнь духовная, жизнь с Богом, начавшаяся здесь, в этой жизни, там только продолжится. А у кого здесь не началось, то там вдруг ничего не начнется.

Поэтому атеистам, которые нас смотрят, скажу: если вдруг окажется, что там ничего нет, мы ничего не потеряем. Потому что мы старались жить по правильным законам, по заповедям, не отягощая свою совесть, помогая ближним. Старец Паисий говорил: если святому скажут, что в раю все места уже заняты, мол, зачем ты подвизаешься и стараешься жить по Евангелию, он ответит: «Я так живу ради моего любимого Господа».

Если вдруг окажется, что там всё есть, тогда атеисты потеряют всё. А если там ничего нет, то мы ничего не потеряем.

Когда Вольтер умирал от рака, к нему пришел друг, взял его за руку и сказал: «Держись, брат!» Он посмотрел на него и сказал: «Если бы я знал, за что держаться». Мы счастливые люди: мы держимся за небо, за Христа, за Евангелие, за Церковь, друг за друга. Нам есть за что держаться и ради чего держаться.

– Булат Окуджава попросил о крещении перед самой кончиной. Наверное, приходит какое-то озарение...

– И назвали его в крещении, по-моему, Иоанн.

– Следующий вопрос: «Сегодня первый раз в жизни исповедовалась. Батюшка разрешил причащаться в следующее воскресенье, хотя грехи у меня очень тяжелые, считаю их смертными. Никакой епитимьи мне батюшка не назначил, сказал подготовиться к причастию. Я не знаю, как мне быть, очень переживаю, что не смогу достойно причаститься с такими грехами».

– Надо обязательно прийти, и к этому же священнику. Например, мы приходим в поликлинику на первичный осмотр. Нас просят сделать разные анализы, и потом мы приходим к этому же врачу уже с анализами. И потихонечку разматывается ниточка, чтобы понять источник болезни. Страшнее всего первый осмотр, первое знакомство, потом все будет гораздо легче.

– То есть не надо самой напрашиваться на епитимью?

– Батюшка сам разберется, какое лекарство необходимо. Ведь прежде чем принимать какое-то лекарство, мы изучаем инструкцию и смотрим дозировку. Дозировка для маленьких детей, к примеру, одна капля на килограмм веса, детям до 12 лет – столько-то капель, взрослым – столько-то. Так и есть возраст духовный, и для младенцев духовных нужна одна капля лекарства. Поэтому батюшка сам потихонечку разберется. Для некоторых молитва «Отче наш» три раза – это уже много. Церковь – поликлиника, больница; священники – врачи, мы – больные.

– Знаете, у меня тоже ведь такое было, когда нужно было в первый раз причащаться: я сделала буквально все, чтобы не причаститься. Говорю батюшке: я сделала вот то, вот это. Он говорит: «Ну и что?» Я говорю: «Как? Я же не могу причащаться». Вот такое было состояние.

– Это лукавый Вам не давал.

– Но священник мне все равно сказал: «Иди». Я причастилась и помню, как мне стало легче. Потом у меня таких мыслей уже не возникало.

– Первое причастие, первая исповедь, первое посещение храма – это всегда тяжело.

– Я этого священника всегда вспоминаю с такой огромной теплотой! Если бы не он, я не знаю, как бы потом причастилась. Я рада, что я его послушала, потому что потом уже все было очень хорошо.

Вопрос: «Подскажите, как поступить. Ребенку 6 лет, но он уже не очень хочет ходить со мной в храм по воскресеньям, не очень хочет молиться утром. Нужно ли его принуждать или лучше отстать от него? Боюсь, если буду принуждать, спровоцирую неприязнь к храму и молитве. С другой стороны, очень хочется, чтобы он был причастен к церковной жизни хотя бы немного, потому что в семье папа – атеист, а дед и бабушка – в секте».

– Нужен пример матери. Садитесь за стол и произносите: «Господи, благодарю Тебя за эту кашу, за яблочки, мандарины, которые Ты нам посылаешь ради Своей любви к нам». Ребенок это слышит. «Господи, благодарим Тебя за вкусный обед и завтрак, который Ты нам посылаешь. Будь, Господи, с нами». Ребенок будет видеть, что мать молится, мать с Богом и к Нему постоянно обращается. Ребенок увидит, как  мама перед иконой молится: «Господи, помоги моему сыночку быть добрым и мне дай мудрости, как себя отдавать людям».

Я спросил у одной женщины, как она пришла к вере. Она сказала: «Бабушка особо не учила нас вере, но я помню, как на Рождество и на Пасху она возила нас в город. Когда я засыпала, она всегда молилась в святом углу при свете лампадки; когда мы просыпались, она тоже молилась в святом углу». Этот пример бабушки заложил какой-то фундамент, и потом она пришла к вере.

Мне рассказывали, что в Московской духовной академии был неофициальный опрос среди студентов, благодаря кому они пришли к вере. Восемьдесят процентов ответили, что благодаря общению с бабушкой...

– Но в данном случае бабушка и дедушка в секте.

– Мама пусть будет примером. Мы сейчас говорим о постоянной обстановке в доме. Можно иногда посадить ребенка рядом и сказать: «Я знаю потрясающий рассказ, садись послушай». И почитать ему. В общем, надо себе вымаливать мудрости в воспитании. Где-то необходимо нажать, где-то отпустить, где-то сказать, где-то промолчать. Пускать ситуацию на самотек нельзя. Когда родители отдают ребенка на уроки английского или в музыкальную школу, его особо не спрашивают, хочет он или не хочет. Так и здесь. Большую часть времени надо вдохновлять, объяснять. Это талант – воспитание ребенка.

– Кто-то из священников говорил, что можно детей попозже приводить в храм, не к началу службы, а к Херувимской, например.

– Можно, но это уже нюансы. Мы сейчас говорим о принципе. Принцип такой: сама мать должна вести духовную жизнь. Яблоко от яблони падает недалеко. Не может быть так, что мама спрашивает: «Ты почему не молишься?», а сама не молится. Или говорит: «Ты постоянно в телефоне» – и сама при этом в телефоне. В огородах только сорняки сами растут, а картошку, клубнику и огурцы с помидорами надо культивировать. Люди что-то читают об этом, добавляют удобрения, трудятся, чтобы плоды получить. Здесь плод – ребенок. Читайте, вникайте, интересуйтесь. И Бога просите: «Господи, меня вразуми и ему помоги вырасти добрым, верующим человеком».

– Батюшка, все-таки о деталях хочу спросить. Наверное, совсем не обязательно давать ребенку молитвенное правило как у взрослого человека. Может быть, она просто переборщила с этим? Может, дать ребенку хотя бы несколько молитв? Например, правило Серафима Саровского…

– Любые начальные молитвы подходят для детей; и молитва святому, в честь кого он назван. Этого может быть достаточно. Наш наместник Венедикт (ныне покойный) говорил, что гайка должна не раскручиваться, а постепенно закручиваться. То есть сразу сильно не закручиваем, но нельзя допускать и раскручивания.

– Следующий вопрос: «С женой развелись семь лет назад. Через год сошлись, но живем, не регистрируя брак. Живем вроде неплохо, почти не ссоримся, но в загс идти она теперь не хочет. Можно так жить или нужно что-то менять? Как быть в такой ситуации? Мы с бывшей женой грешим или как?»

– Вы не грешники, вы просто дураки. Думаю, это вопрос времени. Когда еще раз притретесь, думайте не только о росписи, но и о венчании, таинство скрепит ваши отношения. Если вы разошлись, а потом снова сошлись, значит, поняли, что первое – это самое лучшее. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Сожительством это назвать сложно, потому что все-таки были мужем и женой.

– Они просят совета.

– Совет такой: если уже прожили вместе столько лет, надо вновь расписаться и скрепить брак венчанием. Как цемент, который скрепляет между собой кирпичи, так таинство Венчания даст возможность скрепить семью. Боритесь со своим эгоизмом день и ночь ради любви, ради семьи, ради родных и близких. Семь лет – все-таки большой срок. Она самая хорошая жена, он самый хороший муж, больше никого не ищите. Никаких принцев, кого-то идеального ждать не нужно.

– Следующий вопрос: «Моя девятилетняя дочь боится исповедоваться, наотрез отказывается. Что делать?»

Может быть, вместе с ребенком сначала подойти к священнику?

– Надо начать издалека: пусть она посмотрит, как это делают другие дети. Храм – как поликлиника. В поликлинике есть разные специалисты: хирург, врач-травматолог, невропатолог, терапевт, педиатр. Надо постараться найти педиатра. То есть посмотреть, к какому священнику подходит больше детей. Очень важно первое собеседование, важно найти со священником общий язык. Иногда кажется, что батюшки строгие. Но ведь в поликлинике все специалисты нужны... Надо все делать для того, чтобы помочь ребенку.

Любовь Сергеевна, Вы только что рассказывали, как трудно Вы шли к первому причастию, как Вас что-то не пускало. При этом у Вас сознание взрослого человека, не ребенка, Вы можете понимать, что это воздействие посторонней силы. Ребенок этого может не понимать, поэтому надо ему помогать.

Мне вспоминается, как моя племянница пошла в детский сад: сначала ее оставляли там на полчаса, потом на час, потом до обеда и только спустя год оставляли на целый день. Сначала на полчаса приводили, чтобы она была в группе. То есть ребенок должен привыкнуть к обстановке храма, к виду священников. Дети просто посторонних людей боятся, а тут священник с бородой...

– Вопрос: «Священник не допустил меня до Причастия, потому что я живу с молодым человеком вне брака. Почему?»

– Правильно сделал. Потому что сожительство – это блудный грех. Пока вы не регистрируете отношения, вы живете в блудном сожительстве. Сказано в Писании: блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4). Какое может быть причащение?.. Сначала свою жизнь приводим в порядок, потом Причастие. И здесь совсем не важно, сколько лет вы так сожительствуете, что вы живете почти как муж и жена. Почему почти? Что вам мешает узаконить отношения? Значит, вы не доверяете друг другу, значит, до конца не разобрались. Сожительство вне брака гражданским браком не называется. Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в органах государственной власти, когда вы объявлены мужем и женой.

В римском праве было такое понятие мужа и жены: это мужчина и женщина, которые объявили о своем союзе перед обществом. Тогда брак становился явным, потому что они об этом объявили обществу. А вы просто любовники, но любовников Церковь не причащает.

– Вопрос: «Великим постом я уеду по работе в другой регион и буду жить у друзей-мусульман. Готовить специально постную еду они не будут. Можно ли есть то, что будет, даже если еда непостная?»

– Когда мы храним пост, нас хранит Бог. Я знаю людей, которые умудрялись в армии соблюдать пост, умудрялись в тюрьме соблюдать пост. У мусульман всегда есть рис. В один казан с рисом положили мясо, а в другой грибы. Мы живем в XXI веке, сейчас чего только нет... В Великий пост уже пойдет зелень, тем более в том регионе. Масло есть, картошка есть. Какая проблема самому себе готовить? В чем проблема картошку пожарить и овощи нарезать?

Я считаю, что это надуманный вопрос. Человек просто ищет предлог. Нет; надо самому готовить еду. Если мусульмане нормальные, они, наоборот, специальную еду из уважения к тебе будут делать.

– Ваши пожелания нашим зрителям.

– На горизонте Великий пост, который святые отцы называли весной души. Василий Великий говорил относительно поста: «Пост должен быть не ниже сил, но и не выше сил». Вот этот юноша заранее хочет поститься ниже сил: мол, я в гостях, я путешествующий... Кто хранит пост, того хранит Бог.

И в радости, и в горести, и даже когда стресс,

Держите под контролем мозги, язык и вес.

Великий пост как раз будет помогать контролировать свой вес, свои мозги и свой язык. Это самое главное. Бог нам дал один язык и два уха, чтобы больше слышать и меньше говорить. Знай, что сказать, когда сказать и какие из этого будут последствия. В Оптиной пустыни в музее осталась солонка, на ней надпись: «Ешь кашу с грибами, держи язык за зубами». Это надо нам всем запомнить. Молчание – золото.

– Батюшка, большое спасибо за замечательные и мудрые ответы...

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать