Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Кроме всех прочих трудностей и красот гимназического обучения дореволюционной России был интересный обычай, который меня трогает. О нем вспоминали старинные гимназисты в своих мемуарах. Оказывается, когда ученик, изучив достаточно хорошо латинскую грамматику, начинал читать, переводить и толковать Цицерона, преподаватель начинал обращаться к нему только на вы. Представляете, мальчик, чтобы к нему обращались на вы, специально старался усердствовать в латыни, изучал Цицерона. Мы вспоминаем осколки этого классического образования из рассказов Чехова: у него есть замечательное выражение «поцицеронистей».
Цицерон – это, конечно, классический автор. Для нас, людей православных, классическим автором является прежде всего царь и псалмопевец Давид, например, потому что на Псалтири, на двадцати кафизмах, на которые делится эта прекрасная книга, основано православное богослужение. Может быть, стоило бы и нам ввести такую практику: если человек умеет читать по-славянски, читает за богослужением, проявлять к нему какое-то особое отношение? Может быть, придумать для него какое-то церковное «вы», как это было в древности? Тогда чтецов было немного, грамотных людей считали большой ценностью, поэтому степень чтеца являлась первой ступенью в церковной иерархии.
Почему я позволяю себе сравнивать русских гимназистов с современными чтецами? Потому, что сейчас в современной Церкви наблюдается некоторый кризис клироса, кризис хорового пения и чтения, который, честно говоря, несколько обескураживает и озадачивает. Почему? Когда я начал ходить в церковь, мне больше всего на свете хотелось научиться читать по-славянски; мне казалось, что это невероятно красиво. В конце концов методом проб и ошибок я научился читать, интуитивно разбирая слова, начав понимать какие-то буквы сначала на слух, потом сравнивая русскую транскрипцию со славянской. Книжек тогда никаких не было, приходилось пользоваться тем, что есть. Помню, когда мне в первый раз разрешили прочитать шестопсалмие во время вечернего богослужения (куда-то подевался чтец, и регент отправил меня читать по Часослову эти гениальные шесть псалмов), я так разволновался, что прочитал шестопсалмие наизусть, потому что от волнения не мог смотреть в книгу. А наизусть я прочитал потому, что очень внимательно слушал, что читают за богослужением; все это как-то естественно отпечаталось у меня в памяти. И потом меня неоднократно спасала эта привычка.
Почему это запечатлелось в памяти? Почему это было так важно для меня? Потому, что для меня православие – это прежде всего опыт Божественной красоты. Церковнославянский язык – очень красивый. Сейчас я говорю о кризисе клироса, кризисе церковного чтения потому, что мне не совсем понятно, что происходит с православными прихожанами, православными верующими, которые совершенно не имеют никакого интереса к этому. Может быть, я, конечно, ошибаюсь; мне доступна для наблюдения очень небольшая часть православных приходов. Но, общаясь с людьми, я вижу, особенно у молодых людей, какое-то безразличие к чтению и, кроме того, полное невежество относительно не только богослужения, но и того, что они слышат постоянно.
Я каждый год учу подростков читать по-церковнославянски; некоторые потом становятся чтецами. Но я замечаю очень странную вещь: ребята с детства ходят в церковь, стоят на службе, постоянно слышат возгласы священников, реплики чтецов, но на самом деле не слышат ничего. Почему так происходит – не могу понять. То ли утратилось чувство прекрасного, чувство красоты, то ли все стало настолько доступно, что люди просто сомлели от счастья и расслабились. Не знаю, что происходит. Но мне очень хочется, чтобы эта красота нашла себе побольше зрителей и слушателей.
Мне кажется, что каждый православный человек просто обязан уметь читать по-славянски, а у кого есть слух – обязан петь. Потому что это великое благословение – петь на клиросе и читать по Часослову, Псалтири. Это очень важно; это великое дело. Не случайно чтецов, певцов всегда почитали в Православной Церкви, в православном обществе.
Мне кажется, должна произойти определенная, что ли, революция в церковном клиросном деле. Я не знаю, что для этого нужно сделать. Мне в упрек скажут, что современные люди просто не понимают церковнославянский язык, что богослужение нужно перевести на русский язык. Но, думаю, дело вовсе не в этом. Скорее дело в том, что мы как-то уж слишком благополучно живем, нам все доступно. Я хорошо помню бабушек, которые, не имея книг, переписывали в тетрадки и богослужение, и кафизмы.
Была у нас старушка, которая ходила читать молитвы по усопшим, но делала она это не по Псалтири, а по тетрадочке, в которую своим старческим круглым большим почерком переписала Псалтирь. У нас в женском монастыре была схимница Гавриила, которая хранила верность Церкви Христовой всю свою жизнь с юности. И когда в Гомеле в 1992 году открылся монастырь, она туда пришла уже очень пожилой бабушкой. Бывало так, что когда во время вечернего правила кто-то из матушек забывал прочесть какой-то тропарь или молитву или забывал книжку, матушка читала молитвы из великого повечерия. Она знала великое повечерие наизусть! К таким людям, естественно, будешь обращаться на вы. Эти люди читали молитвы, тексты из Священного Писания, псалмы с такой радостью, с таким восторгом, с таким благоговением, что ты сам начинал проникаться особым вниманием и уважением к этим текстам.
Может быть, причина такой небрежности к церковному чтению, пению еще состоит в том, что мы сами (чтецы, певцы и священники) не способны так читать, как читали эти люди, которые через гонения пронесли любовь к красоте церковного богослужения? Не знаю; очень много вопросов... Но мне кажется, что мы, православные люди, должны стремиться делиться той радостью прекрасного, что нам так щедро дает Церковь. К этим радостям относятся, конечно же, и церковное пение, и церковное чтение, и огромная отзывчивость к той красоте, которая разлита во всем нашем церковном опыте.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!