Свет невечерний. Слушатели закона

25 июля 2023 г.

Современные борцы за здоровый образ жизни решили поправить старинную античную поговорку: «Я есть то, что я ем». Мы это очень часто слышали с детства. Новая версия звучит, может быть, более корректно: «Я есть то, что я усваиваю».

Например, у человека в организме не хватает железа, и из-за этого происходит некий сбой в работе отлаженных систем тела. Человеку прописывают очень сильные добавки, лекарства, советуют пить больше соков, и он, следуя совету врачей, пропускает через себя литры гранатового сока. А железо не усваивается, потому что что-то произошло в организме, почему-то сломался механизм, который отвечает за усваивание важнейшего элемента. Из-за того, что организм не может это усвоить, рушится весь строй отлаженного оркестра тела.

Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Один сирийский подвижник, современник преподобного Исаака Сирина, в своих наставлениях сказал слова, которые очень хорошо ложатся на сердце современного богомольца: радость праздника у нас отнимает умножение песнопений.

Это говорил не какой-то лентяй или ленивый архимандрит из какого-нибудь гомельского монастыря, а авторитетный сирийский подвижник, прославленный в лике святых, великий восточный мудрец. Он считал, что умножение песнопений не способствует молитве и отнимает радость праздника.

Почему он так говорил? Думаю, он понимал, что в нашей душе, в строе нашей эмоциональной жизни и ритме работы нашего духовного сердца действует тот же механизм, что и в работе тела. Ты можешь много есть, но усваивается только то, что способен усвоить твой организм.

Церковная жизнь как церковное богослужение, как правила духовной жизни, как свод правил благочестия сродни щедро накрытому столу, к которому подходишь и понимаешь, что все включено и можно этим пользоваться. Сейчас можно читать Библию на разных языках, можно послушать богослужение из самого известного монастыря, причем онлайн, можно присутствовать на литургии, которую служит Святейший Патриарх. Если не нравятся богослужения в ближайшем храме, можно найти в своем городе другую церковь, где исполняют богослужебный устав более строго. Если чувствуешь, что способен поститься по Типикону или церковному календарю, – пожалуйста, постись.

Но мы понимаем, что иногда так случается, что не в коня корм: мы что-то читаем, слушаем, но как будто бы все уходит в песок, как будто бы ничего и не было; не на пользу все это идет.

В Евангелии есть эпизод, когда Господь завершает Свое наставление перед учениками красивой и очень яркой притчей о тех, кто слушает слово Божие. Он говорит, что блаженны не просто слушающие слово Божие, но исполняющие его. Слушающий и живущий по слову Божьему похож на человека, который строит свой дом на камне. Началось наводнение, пришли ливни, вышла из берегов река и поколебала здание, но дом устоял, потому что был построен на камне. А человек, который слушает слово Божие, но не усваивает, похож на того, кто строит дом на песке. Красивый дом с чудесным фасадом, колоннами, прохожие завидуют, но только случилась непогода, началось наводнение, подул ветер – и дом этот рассыпался, потому что стоял на песке, на рыхлой почве.

Апостол Павел повторяет эту же мысль в Послании к Римлянам. Он говорит: не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2, 13). О чем он здесь говорит? Как узнать, усвоено ли то, что я слушаю? Если я участвую в богослужении, причащаюсь, пощусь, я усвоил что-то или все прошло мимо? «Я есть то, что я усваиваю». Я христианин в ту меру, насколько способен усваивать тот дар Божий, который мне дается.

Проверяется все очень просто; каждый день мы проходим эту проверку. Например, вы возвращаетесь после ранней литургии домой и обнаруживаете, что невестка жарила пельмени на вашей чистой, вымытой плите и всю ее забрызгала маслом. После себя она не помыла ни сковородку, ни плиту; стоят грязные тарелки. И в вас просыпается такое «христианство», такой «вулкан доброты и человеколюбия», что забыты и Причастие, и проповедь священника, и отрывок из Священного Писания, и акафист, и умиление, с которым вы покидали церковь. Пришло наводнение, вышла река из берегов, подули ветры – и рассыпалась храмина, потому что стояла на песке.

Важный вопрос: почему не усваивается? Я думаю, у каждого человека есть своя история, свои ошибки. Но есть универсальный закон, который работает не только в духовной жизни, но и, например, в изучении языков: нужно всегда идти маленькими шажками, не перепрыгивая через элементарные вещи, которые требуют выработки навыка.

Например, человек, изучающий латинский язык, может настолько взволноваться поэзией, красотой звучащей латыни, что, освоив несколько уроков из учебника, может схватиться за «De Bello Gallico» и читать Цезаря в оригинале, со словарем, узнавая какие-то знакомые формы, восхищаясь. Но обычно все это заканчивается большим разочарованием и усталостью; бросаются и грамматика, и учебники. Потому что нужно хорошенько усваивать элементарные вещи и помнить, ради чего все это делается.

Наша духовная жизнь только тогда успешна, только тогда мы можем сказать, что как-то продвинулись в своей духовной жизни, если становимся добрее, утрачиваем (постепенно, может быть, очень медленно) способность злиться и ненавидеть. Это самый простой ориентир для христианина.

И второй момент, о котором нужно помнить. Если чувствуете, что не можете усвоить многое, если чувствуете, что не в коня корм, не беритесь за многое. Вспоминаю, как говорил наш покойный настоятель отец Антоний: «Не берите себе правило, как баран на рога». Вот такое у него было грубое выражение. Возьмите чуть-чуть, но читайте это постоянно.

Те же самые диетологи и специалисты в области здорового образа жизни говорят: чтобы хорошо все усваивалось, нужно кушать по чуть-чуть.

Если чувствуете, что не усваиваются те замечательные вещи, которые предлагает Церковь на большом накрытом столе для каждого человека, возьмите чуть-чуть, не надо хвататься за все. Если чувствуете, что слишком усердствуете в посте и это вводит вас только в депрессию, поститесь немножко, не так строго, как требует календарь. Если чувствуете, что вам не на пользу длинные правила и даже свод утренних и вечерних молитв не дает того, что нужно, на протяжении многих лет, возьмите чуть-чуть, но читайте это постоянно.

Думаю, постепенно строй нашей внутренней жизни будет так отлажен, что мы будем способны усваивать и более объемные дары, которые Церковь так щедро, так бескорыстно раздает и в богослужении, и в наследии святых отцов.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать