Свет невечерний. Схема мира

1 августа 2023 г.

Многие из вас бывали в монастырях и, посетив святую обитель первый раз, наверняка испытывали некоторый трепет, а может быть, даже испуг перед схимниками или схимницами. Я первый раз увидел схиму на монахине (то есть я видел не схимника, а схимницу): тоненькая, сухонькая старушка в необычной черной просторной одежде с капюшоном, которая была расшита черепами. Меня, советского подростка, это, конечно, потрясло: черепа, древняя старушка с длинным носом, с длинными сухими пальцами. Хотя она была необыкновенно веселая, как я потом, познакомившись с ней, узнал. Это была, может быть, самая добрая монахиня, которую я встречал в своей жизни. Но внешний вид был пугающий. Довольно мрачно смотрится схима для людей, не очень знакомых с настоящими схимниками, монахами, старцами, которые всегда хранят добрейшее сердце.

Что такое схима? Это слово нам знакомо в светской речи в другой транскрипции – как слово «схема», то есть какой-то чертеж, набросок. То есть вы смотрите на схимника, а это на самом деле чертеж, схема, образ монаха. Люди, знакомые с монашеской жизнью, часто употребляют такое выражение: ангельский образ. Схимник – это схема, образ, чертеж ангела; ангельский образ.

Надо сказать, что в Новом Завете встречается глагол, однокоренной со словом «схема»: συσχηματίζεσθε («сюсхематидзо»). В Новом Завете этот глагол встречается только у апостола Павла и апостола Петра (в двух местах, в разных видах). Для нас он очень важен, потому что именно этим глаголом обозначен завет апостола Павла, который мы очень часто повторяем, даже не помня, по какому поводу это сказал апостол Павел.

Апостол Павел в Послании к Римлянам (самом серьезном, самом обстоятельном Послании) говорит: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Что это значит: не сообразовываться с веком сим? «Сюсхематидзо»: «сю» – означает некое совместное делание; «схематидзо» – подражать схеме этого мира, быть в русле, в чертеже этого мира.

В латинском переводе еще острее звучит для русского слуха этот завет апостола Павла: nolite conformari. Не будьте конформистами, можно так сказать. Тут в корне звучит более привычное для нас слово «форма». То есть не надо формовать, лепить себя по образцу этого мира.

Что имеется в виду? Почему и апостол Павел, и апостол Петр используют этот глагол? Правда, апостол Петр более заостряет свою мысль, говоря: не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем (1 Пет. 1, 14).

В каком-то смысле и апостол Петр, и апостол Павел говорят об одном и том же. Под веком сим имеются в виду именно некоторые похоти, которые скрыты в некоторых моделях, образцах поведения или в тех тенденциях, которыми пропитан этот мир. И мы не замечаем, как это влияет на наше мышление. Мы контрабандой вносим эти влияния в нашу церковную жизнь.

Например, веяния моды или общественного мнения. Современного человека отличает особое внимание к успешности, к продуктивности. Нужно быть успешным, нужно быть продуктивным. Или: в тренде современной мысли, современного дискурса, обсуждения находится тема прав человека, свободы или экологическая проблематика. Например, все прогрессивные люди коллективно борются с потеплением климата, они надеются как-то его охладить. Существует ли эта проблема? Существует. Существует ли своя правда в том, что человек хочет быть успешным? Конечно. Есть ли правда в том, что люди борются за свои права? Например, некоторые угнетенные меньшинства, угнетенные классы в некоторых странах, у кого нет избирательных прав. Или у женщин в некоторых странах нет тех возможностей, которые есть у мужчин.

За всем этим есть правда. Но нахождение в атмосфере этих тенденций, этих речевых клише, этих предпосылок мыслей (в которых мы даже не отдаем себе отчета, почему мы так мыслим, почему считаем, что это хорошо, что это нечто важное) делает нас уязвимыми.

Апостол Павел и апостол Петр по большому счету одергивают каждое поколение христиан и говорят: не сообразуйтесь с веком сим. То есть они в каком-то смысле говорят нам, что необходимо пересмотреть, перебрать те предпосылки мысли и мироощущения, которые мы некритично заимствовали из атмосферы нашего светского общения. Мы видим, что даже церковные руководители подвержены влиянию моды; в своих поступках, тенденциях, заявлениях они подвержены тем ожиданиям, которых от них требует светское общество.

Наше самое главное богатство, фундамент нашей мысли, нашего мышления и гарантия очищения этой мысли, камертон мышления и правильной позиции – это прежде всего Евангелие и святоотеческое наследие. Поэтому очень важно сверять свою мысль и свою жизнь с Евангелием, с текстами святых отцов, модные реплики или новопроговоренные и кем-то принятые новые церковные символы веры проверять с помощью святых отцов. Ведь мы видим, что и экологическая проблематика присутствует у святых отцов. Казалось бы, даже основа для борьбы за права человека присутствует у святых отцов.

Вместе с тем в Евангелии мы не замечаем призыва бороться с рабством, призыва бороться за права женщин, призыва к успешной и продуктивной жизни и многих других вещей, они как самоочевидные привносятся в церковную жизнь и выдаются за ту тональность, в которой мы, церковные люди, как будто бы совпадаем с этим миром.

Мы всегда будем вне модных тенденций, потому что нам нужно оставаться с Господом, с нашими церковными учителями и апостолами. Для них не было главным то, что является главным для этого мира. Поэтому очень важно возвращаться мыслью к стопам апостолов, ставить себя перед крестом, пересматривать свою жизнь и задавать себе вопросы: «Зачем я куда-то бегу? Зачем эта суета? Что со мной происходит? Может быть, это совершенно не нужно? Почему я так взволнован этим, когда на самом деле за этой историей, в которую меня втянул этот мир, ничего нет?..»

Конечно, я говорю сейчас очень обобщенно, делая большой круг вокруг целого букета проблем, связанных с каким-то обмирщением церковной жизни, что мы наблюдаем сверху донизу не только у мирян, но даже у церковных иерархов. Но следует себя одергивать, следует возвращаться к церковной схеме от тех схем, которые нам навязывает этот мир.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать