Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Что это за просвещение? Может, давно пора перестать об этом говорить и делать какие-то широкомасштабные системные вещи в церковной жизни? Может, что-то нужно изменить в нашей церковной жизни, пересмотреть приоритеты, чтобы церковное образование встало на первое место? О системных вещах мы с вами, конечно, не можем говорить, потому что за такие вещи, измерения, цифры и стратегии отвечают церковные иерархи, богословы, церковные политики. А мы самые обычные, простые люди, но на своем личном уровне – и даже приходском, общинном – мы можем себе позволить определенные шаги в сторону духовного просвещения.
Чтобы сориентировать и себя, и своих близких в этом деле, я бы хотел сегодня процитировать известную работу Иммануила Канта, которая называется «Что такое просвещение». Имя Иммануила Канта всем хорошо известно, и работу эту многие читали. Она часто цитируется. Конечно, она появилась в контексте предреволюционных лет Французской революции, которая очень сильно поменяла лицо Европы, но предшественники этого движения преследовали благие цели и многого достигли. То, что мы все с вами сейчас умеем читать и писать, в каком-то смысле связано в том числе с теми деятелями просвещения, что впервые заговорили об этом так ярко, сильно, опираясь в том числе на Евангелие.
Так вот, Иммануил Кант писал в своей статье следующее: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». Получается, есть некоторое духовное несовершеннолетие человечества, некоторый этап, который следует преодолеть на пути к знанию, к просвещению, к осведомленности. Христиане всегда были на стороне просвещения, то есть света. Церковь жила тем, чтобы воспитать совершенного человека, человека совершенного возраста Христова. Вот об этом просвещении и идет речь.
«Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого». Это очень скандальная фраза! Вообще скандально то, что священник, говоря о церковном просвещении, ссылается на Иммануила Канта. Но и сами слова очень странные! Что значит «решимость пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого»?
Мы читаем эти строки Канта и понимаем, что в нашей церковной реальности эхом на эти слова отзываются некоторые очень нам понятные сюжеты. Дело в том, что в эмоциональной жизни религиозного (и не только религиозного) человека есть поляна, на которой буйным цветом цветут плоды сектантства. Может, в самом зачаточном состоянии, но они есть. Что это за поляны? Это та беспомощность, которая является жизненной стратегией. Беспомощным быть очень удобно. Я неоднократно слышал от верующих людей фразы относительно их духовников или старцев, которыми они руководствовались: «Без батюшки я – ничто. Батюшка нас ведет».
У меня была одна приятельница, которая, имея высшее образование, очень хорошую практику, приличный интеллигентный городской круг, однажды стала верующей и вдруг неожиданно для меня записалась в ряды людей, которые борются с паспортами. Я никак не мог понять, как такая рассудительная, настолько образованная женщина клюнула на такую дешевку. Что же произошло? Она как-то в разговоре мне сказала, мол, она понимает, что в этом что-то не то, что это все, может, даже неправильно, но она идет за старцем. Она мне сказала: «Я вцепилась в ризы своего духовника, батюшки (а он был из одного дальнего монастыря), и он меня ведет. Он за меня перед Богом отвечает. Я – ничто, я просто овечка».
Непременно отключить рассудок, запретить себе им пользоваться – сама по себе ложная установка. Быть верующим – не значит слепо верить или быть легковерным, это не значит быть человеком, который переложил всю ответственность за свою жизнь на кого-то другого. Быть верующим – это быть мужественным человеком, самому отвечать за свои поступки. В жизнь обычных людей вкрадываются идеи, которые мы позаимствовали из монашеских текстов о послушании старцу, но в монашеских текстах это определенная преходящая техника, связанная с очень долгим периодом воспитания, чтобы из послушника сделать зрелого монаха, она перенимает навыки монашеской школы и не сразу, а очень постепенно усваивается ради того, чтобы в конце концов самому сделаться самостоятельным и обходиться без старца. Так об этом говорит, например, Иоанн Лествичник в своем «Слове к пастырю».
Даже это послушничество, период ученичества, является не неким постоянным состоянием, а преходящим. Но это внутримонашеская, очень сложная техника. Это искусство, которое не может использоваться среди мирян. Это совершенно немыслимо! А мы обряжаем свою жизненную стратегию, свой духовный инфантилизм в эти очень красивые монашеские словеса, чтобы снять с себя ответственность. Старец за меня ответит. Он все решит. А то, что он несет чепуху, городит глупость, – это совершенно нас не касается, потому что я не хочу задумываться. Я просто не хочу задумываться, мне так проще жить.
Иммануил Кант говорил, конечно, совсем о другом, но тем не менее его призыв, который он поставил девизом просвещения, Sapere aude (то есть «осмелься быть мудрым»), относится и к верующему человеку. У него в этой статье «Что такое просвещение» есть потрясающая фраза: «Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т. п., то мне нечего и утруждать себя. Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить; этим скучным делом займутся вместо меня другие».
Это очень знакомое описание той болезни, в которую верующие люди впадают в каждую эпоху. Но выход только один: мы должны встать на путь просвещения. Когда Кант говорит о духовном пастыре, «совесть которого может заменить мою», он описывает как раз ту ситуацию, в которой зарождаются расколы, секты, псевдоправославные движения, которые даже Бога подменяют образом этого старца, духовного лидера, который мне удобен не потому, что он говорит истину, а именно потому, что снимает с меня ответственность за мою жизнь. Дает мне возможность провести жизнь не зрелого человека, не раба Божьего, не друга Христова, мыслящего, ответственного, предстоящего лицом к лицу Богу, а безумной овечки, которая избавилась от необходимости мыслить и просто идет на какой-то звук, выполняет нелепые решения, постановления своего иногда даже нелепого старца и духовника.
Поэтому просвещение – это первейшая церковная задача. Если на общецерковном уровне эту задачу решают церковные иерархи, то в нашей обыденной жизни это еще не снимает с нас задачи, которая стоит лично перед каждым человеком, каждым верующим: разрешить себе пользоваться своим разумом, разрешить себе мыслить, взять ответственность за свою жизнь на себя, спорить, вопрошать, читать, изучать, двигаться вперед. Это не страшно.
Это совершенно нормальное состояние христианина, потому что в Книге Деяний святых апостолов, которая описывает первые дни жизни Христовой Церкви, само название Христовых учеников было не «христиане», не «верующие» или «православные», а «ученики». Мы все ученики. Мы всю жизнь учимся. Мы узнаем новое, меняем свою жизнь. Это нормально. Это естественно. Призыв к просвещению сейчас очень актуален, поэтому я его снова напомню: позволь себе быть мудрым, разреши самому себе нести ответственность за свою жизнь.
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 9 мая
День ангела. 9 мая
Церковный календарь 9 мая. Священномученик Василий, епископ Амасийский
Евангелие 9 мая. Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
Читаем Апостол. 9 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!