Свет невечерний. Последняя тоска

24 октября 2023 г.

После праздника Воздвижения Креста Господня начинается интереснейшее время церковной жизни. Замечают это немногие, но люди церковные держат ухо востро и знают, что после Воздвижения начинается период чтения Евангелия от Луки и за богослужением читаются отрывки из самого изящного, самого литературного, может быть, самого художественного и многословного текста из всех Евангелий, которые до нас дошли.

Один из самых первых текстов, который читается в этот период, история искушения Христа от дьявола в пустыне. Этот текст не может оставить нас равнодушными, потому что в нем всё про нас и звучат те идеи и смыслы, которые касаются не только далекой от нас евангельской истории, но отражаются и резонируют с темами, мучающими нас. Что же такое искушение Христа в пустыне? Если хотите, это богословский диалог: Христос отвечает на вопросы или, лучше сказать, реагирует на провокации со стороны искусителя дьявола.

Помните, Христос, ведомый Духом, идет в пустыню и там сорок дней постится, ничего не вкушая? Это древнейшая традиция, известная еще из книг святых пророков: выходя на подвиг, берясь за святое дело, человек должен подготовить себя. И мы тоже знаем: если мы задумали что-то важное и хорошее, к этому нужно правильным образом подготовиться, нужно духовно настроиться на это.

Христос сорок дней находится в молчании и воздержании от пищи, и напоследок, когда Он взалкал, к Нему приступает дьявол и задает вопросы. Сначала он провоцирует Христа на то, чтобы Он превратил камни в хлеб. «Ты же ведь в Духе, Ты же Чудотворец. Что Тебе стоит превратить камни в хлеб?» И Христос говорит фразу, которую мы хорошо знаем, и именно от этого она немножечко потеряла свою остроту: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Очень часто мы читаем эту фразу, даже в светских текстах. А о чем она? Христос всякий раз отвечает дьяволу не из Своих соображений и не из Своего житейского опыта. Он ссылается на священный текст, в данном случае на Книгу Второзаконие. Это важный для нас пример, потому что мы тоже должны иметь твердое основание в Священном Писании.

Так о чем же эта фраза? Если глубоко вдуматься в эту формулировку, мы поймем, что здесь говорится о самой последней тоске, которая живет в человеке, о тревоге и неудовлетворенности, которые он пытается заглушить карьерой, одеждой, деньгами, успехом, продуктивностью – чем угодно. Но эта тоска, эта пропасть внутри человека никак не уходит.

У человека может быть прекрасный дом, он успешен, все его любят, а внутри его точит какая-то необъяснимая тоска. Он ничего не может с этим поделать, не может объяснить себе природу этой тоски, а о нем говорят: «Ну что ж тебе не живется? Все же у тебя хорошо».

Помните евангельского богача, у которого амбары полны хлеба? И он говорит: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. А душа не хочет хлеба, одежды, карьеры. Она хочет слышать правду Божию, хочет любви Божией, она хочет стоять лицом к лицу с Господом, хочет склонить перед Ним колени, славословить Его бескорыстно и только Ему одному служить. Не хлебом одним будет жить человек... Какая важная истина, какая важнейшая правда о нашей тоске! А мы бежим от этой правды, не хотим ее знать.

Ответ, который звучит из уст Спасителя, понятен. Но человек думает: «Прикуплю еще чего-нибудь, может быть, куда-нибудь съезжу. Я еще не был в Марокко. Вот все были в Марокко, а я не был. Съезжу туда, и наверняка мне полегчает». Да не полегчает, потому что душа – сердцевина твоего существа, Господа жаждет, она хочет услышать Его бессмертные слова и наполнить ими себя. Только в этом она найдет отдохновение.

Следующий вопрос, который задает Господу дьявол, настолько актуален, что сложно переоценить его актуальность именно сейчас, в наше время. Вот он возводит Господа на высокую гору и во мгновение ока показывает Ему все царства вселенной.

Что же означает эта формулировка: он показывает Господу все царства вселенной? Мне кажется, здесь Господу показаны не только те государства, которые были на тот момент, но, думаю, вся мировая история, и показана хвастливо, потому что дьявол говорит: «Мне принадлежит власть над миром. Ты думал, там правили Наполеон, Сталин? Нет, это я всем управляю. Так вот, у Тебя есть шанс: поклонись мне, и вся власть над всем этим будет Твоей».

Какой интересный ход! Что же интересного в том, что дьявол предлагает Христу альтернативу Его искупительному подвигу? Христос пришел исцелить мир в его сердцевине, в его корневище, не угнетая достоинство человеческой свободы. Он пришел исцелить этот мир изнутри, чтобы солнце воскресения постепенно пробивалось через все древо человечества на протяжении всей его истории.

А сатана предлагает Господу очень простую формулу: «Ты будешь просто руководителем. Что нужно будет сделать? Провести правильные реформы. Вот здесь отменим рабство, здесь проведем пенсионную реформу, здесь внедрим блестящее образование, обеспечим избирательные права для женщин, проведем другие реформы, и все это будет в Твоих руках. Ты только поклонись мне». Но Христос отвергает это предложение опять же словами Писания: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

Мы спросим: «А какое это имеет отношение ко мне? Я здесь при чем?» Дело в том, что у каждого из нас бывают в жизни компромиссы, когда мы говорим: «Знаете, почему я вступил в Коммунистическую партию? Потому, что должны же там быть приличные люди. Почему я поддержал это движение? Может быть, я смог бы что-то подсказать».

Но Евангелие говорит, что нельзя идти на сделки с совестью, и все эти половинчатые решения нужно отвергать. И третье предложение дьявола… (Вот любит же он высокие здания.) Он ставит Господа на крыло храма и говорит: «Ты же Чудотворец у нас, Писание хорошо знаешь. Бросься вниз, сказано же, что ангелы понесут Тебя на руках».

Христос отвергает и это предложение, Он говорит: не искушай Господа Бога твоего. То есть Он снова цитирует Священное Писание. Нельзя творить чудеса на заказ, нельзя Господа искушать. Но нельзя искушать Господа и в хорошем смысле этого слова, то есть как-то излишне надеяться на Него, как это часто бывает, когда люди переоценивают и свою веру, и свое упование на Господа и подвергают риску не только свою жизнь, но и жизнь своих близких.

Я хочу сказать про отрицательный опыт этого искушения. Из биографий наших выдающихся революционеров-народовольцев известно, что все они мучились религиозными вопросами, та самая тоска неутолимая истязала их. Они не знали, откуда это, и решили избрать «путь правды» – тот путь, который предлагает сатана: «Мы всё внешне переустроим, мы будем бороться за избирательные права, за 8-часовой рабочий день». Это само по себе как бы хорошо, если делать это правильно и не превращать в религию.

Так вот, почти у всех у них, судя по их биографиям, воспоминаниям, мемуарам, дневниковым записям, был кризис веры. Они как будто бы проходили через испытания, через которые проходил Христос, но становились не на ту сторону, и там обязательно присутствовал момент искушения.

Один из террористов, активных участников Гражданской войны, рассказывал, как он, будучи еще студентом, пытался навлечь на себя гнев Господень. Он бросал вызов Господу, подходя к Причастию и потом выплевывая Причастие в срамном месте или топча его ногой. Закончил жизнь свою этот человек очень грустно, как и многие другие люди, разочаровавшиеся в конце концов в этой картонной дурилке, которую подсовывал им сатана.

Чаще всего эти люди становились жертвами происков своих вчерашних друзей по партии и заканчивали жизнь жалко, в страшном отчаянии, иногда даже самоубийством, потому что Господь не сразу отвечает на подобные вызовы.

Поэтому, перечитывая этот древний текст, казалось бы, не имеющий никакого отношения к нам, мы всё же видим в нем слишком много созвучного нашей личной духовной биографии; конечно, если мы достаточно внимательны к тому, что происходит у нас в душе – в сердцевине нашего существа.

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать