Свет невечерний. Плата за добро

3 октября 2023 г.

Крест Христов стоит на куполах наших храмов, мы носим его на груди. Даже христианские могилы отличаются от могил людей светских или других вер тем, что на могиле христианина стоит крест Христов. Для нас это очень важное знамение. Чем крепче, глубже врастает человек в веру Христову, чем сердечнее принимает Евангелие, тем дороже для него крест Христов.

И, наоборот, бывает, что крест Христов – где-то на периферии сознания: мол, история очень трогательная, важная, но лучше молодежное движение или богословские споры. Вот недавно вышла интересная книга молодого, но перспективного теолога, давайте почитаем, поспорим, потом съездим на замечательную молодежную конференцию, где друг друга поздравим, обнимемся – и все будет хорошо. Зачем про крест вспоминать?

Тем не менее, чтобы проникнуть в глубину евангельской жизни, разрешить себе эту глубину и мудрость, нужно идти путем Христа. Наши старцы, наши священные предки, которые за нас молятся, находясь рядом с Господом, переживают, видя, как мы мечемся в этом мире и сколько соблазнов обрушивается нам на головы, напоминают нам словами апостола Павла, что для нас слово о кресте – это всё, это самое главное и самое важное. Для апостола Павла, для палестинских старцев крест Христов есть доказательство любви Господа к человеку, доказательство любви человека к человеку и знамение победы. В созерцании креста Господня, кроме глубинных смыслов, занебесных богословских откровений, о которых говорит Евангелие, они видели еще и основание для исправления своей жизни. Они видели в кресте ответ на вопросы, связанные с любовью к ближнему, с отношениями с близкими, соседями, друзьями, сотрудниками. Потому что путь любви, путь доброты – это крест Господень.

Первое, о чем говорят наши старцы в своих божественных книгах, кратких откровениях, наставлениях (или, может быть, даже своим обликом, который удачно выражают иконы), – для них крест Христов был знамением смирения. Ведь удивительно, как вообще может быть, чтобы Бог, Который придумал этот мир, вылепил Своими руками горы, придумал ангелов, законы Вселенной, Которому открыта траектория движения звезд, отдал Себя в руки наглецам, которые так неучтиво, по-хамски к Нему отнеслись! Они содрали с Него одежду, избивали Его, издевались над Ним, ради развлечения привели на допрос к какому-то толстому, противному, гадкому Ироду. Сидит этот восточный царек со своим двором, развлекается, у него пирушка, и ему захотелось еще какой-нибудь экзотики. Мол, приведите ко мне еще и этого фокусника: знаменитый Человек, Его цитируют – очень интересно посмотреть. И, может быть, доедая кусок баранины, он глядел своими мутными и жирными глазами на избитого, израненного Христа, нашего Господа, и так же лениво и скучно от Него отмахнулся, потому что Он ему очень быстро надоел.

Как Господь это позволил? Как Он позволил Себя обнажить? Как позволил задавать такие вопросы Понтию Пилату, издеваться? Как Он позволил плевать на Себя? Как Он позволил прибить Свои пречистые руки к дереву и распять Себя рядом с разбойниками? Как Он позволил какому-то неизвестному римскому легионеру Себя убить?..

Ответ на этот вопрос находится в Евангелии. Потому что Он очень любил и любит человечество такой любовью, которую мы просто не можем представить. Но Его любовь исполнена смирения, Он смиряет Себя. Послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, говорит апостол Павел.

Тот же апостол Павел призывает подражать Христу во всем. Он говорит: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Подражать Христу в смирении. В своем Послании он пишет: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно (Рим. 12, 3). Не надо позволять себе высокомерия, наглости, надменности по отношению к любому другому человеку. Мыслите о себе смиренно, говорит апостол Павел. Эту мысль подхватывают и святые отцы, которые себя воспринимали очень скромно. Потому что смирение – это трезвый взгляд на себя самого. И крест Христов, созерцание креста Христова как раз учат смирению.

Второй момент, который непременно связан со смирением: путь любви, доброты, человеколюбия. Это всегда путь страдания и всегда путь труда. Труд и страдание. В греческом языке это передавалось одним и тем же словом. Это понимали первые христиане, и не только они. Читая рассказы о наших новомучениках, мы снова и снова видим, как люди шли на страдания без обиды, ненависти, чувства мести.

Русский советский переводчик Николай Любимов оставил интереснейшее воспоминание о матери. Его мама, Елена Михайловна Любимова, была настоящей христианкой. Она около 50 лет проработала учительницей в городе Перемышль. Работала, учила детей, ходила в церковь, была очень глубокой христианкой и в то же время простой и смиренной. Она все время людям делала добро.

Когда немцы вошли в Перемышль, тут же начались расправы над мирными жителями, потому что нашлись люди, которые воспользовались ситуацией, чтобы свести счеты со своими соседями, обидчиками. Посыпались доносы гитлеровцам, которые с большим удовольствием расстреливали людей десятками. К этой учительнице стали сбегаться соседи, знакомые, друзья, просто горожане, чтобы она пошла в комендатуру и походатайствовала за дядю Васю или тетю Марусю, потому что те ни в чем не виноваты. К ней шли потому, что она знала немецкий язык. И она всякий раз бегала, спасала, выручала, уговаривала коменданта, чтобы кого-то не расстреливали; то есть фактически вытаскивала людей из-под топора смерти.

Когда гитлеровцев прогнали из города, пришли наши и стали проводить расследования по поводу тех людей, которые сотрудничали с немцами. И бывший ученик этой замечательной женщины, держа на нее зуб, написал донос, что она сотрудничала с гитлеровцами. Хотя она не сотрудничала, она просто всякий раз бегала к коменданту, уговаривая отпустить того или иного человека. Этого было достаточно, чтобы ее приговорили к десяти годам лагерей.

Но в этой истории очень много общих мест. Таких несправедливых приговоров, расправ война знала тысячи, к сожалению. Меня поражает то, что эта старая и больная женщина с радостью и мужеством воспринимала то страдание, которое выпало на ее долю. Надо было бы обидеться, может быть, мстить или злиться, но вместо этого она восприняла этот труд с доверием Богу, как дар Божий. Она утешала, ободряла и поддерживала людей в тюрьме, трудилась, помогала им писать прошения, общаться с адвокатами, следователями. Она прекрасно понимала, что за добро нужно платить иногда слезами и болью. И это именно то, что видели наши старцы в кресте Господнем.

Мы любим повторять, жалея себя: «Я людям помогаю, делаю добро, а они мне что взамен?» Так устроен мир: за добро нужно платить. И если вы по-евангельски встали на путь доброты, будьте готовы к искушениям. Вам не награду дадут за вашу доброту, а будет какое-то искушение.

Это понимали еще до Христа. В Писании мы читаем: «Если приступаешь работать Господу, приготовь душу свою к искушениям». Что такое работать Господу? Это значит поступать как Господь Человеколюбец. Если делаешь кому-то добро, будь готов (необязательно от этого человека, но с какой-нибудь стороны) получить от врага рода человеческого месть, тебе придется пострадать. За право творить добро нужно платить кровью, только тогда оно будет настоящее. И принимать эту боль нужно с достоинством и благородством. Этому учит нас крест Господень. Вот такой у нас христианский путь; путь креста Господня. Потому что без креста невозможна и Пасха, невозможна и радость воскресения, которой никто не отнимет от нас.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать