Свет невечерний. Лекарство от лишнего веса

28 ноября 2023 г.

Если бы наши предки, которые пережили Гражданскую войну, эпоху гонения на Церковь, оказались сейчас в нашем времени, наверняка были бы безгранично удивлены тем возможностям, которые сейчас открыты для Церкви, проповеди Евангелия. Видимо, развели бы руками и сказали, что наше поколение христиан живет в раю, достигло пика свободы, развития и всевозможных путей, открытых для проповеди Евангелия.

Однако, несмотря на то что священники, епископы, православные миссионеры вовлечены в сотрудничество со школами, университетами и даже принимают активное участие в общественной, политической, культурной жизни, радоваться рано; есть определенные тупиковые пути, о которых предупреждал еще Господь в Евангелии. Это пути неправильного диалога между Церковью и светским обществом, у которого свои интересы, а у Церкви тоже свой конкретный интерес.

Кажется, мы хотим одного: чтобы было меньше проблем, чтобы дети выросли достойными людьми, имели нравственно крепкое здоровье, чтобы наше общество оздоравливалось в нравственном отношении. У нас довольно много программ, совместных проектов, когда школа приглашает священника или проводит совместные творческие, поэтические, театральные, музыкальные вечера. Много замечательных вещей, которые радуют глаз и сердце. Но вместе с тем есть ощущение, что иногда мы сворачиваем не туда, сворачиваем в тот тупик, о котором говорил Господь.

В Евангелии от Луки есть интересная фраза, Господь говорит: кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11, 23). И дальше, как бы поясняя эту фразу, приводится известная притча: когда демон бывает изгнан из души человека, то скитается по безводным местам, ища покоя, и, не находя его, решает возвратиться в свое прежнее жилище. Придя, находит свой дом выметенным и украшенным, как говорит Священное Писание, но пустым. И тогда этот злой дух, обрадовавшись, берет с собой семь злейших духов и входит в свое прежнее жилище, вступает во владение этим пустым домом. И бывает для человека того последнее хуже первого, говорит Господь (см. Лк. 11, 24–26).

Это описание того порочного пути педагогики, пути взаимодействия Церкви и государства, которое мы не учитываем. Ведь у государства, у светского секулярного общества есть свой интерес, свой заказ. Например, ставится задача, чтобы дети не курили, не употребляли наркотики. Приглашается священник, и ему говорят: «Батюшка, скажите им, чтобы они не курили». Я сам неоднократно принимал такие приглашения. Или говорят: «Батюшка, скажите им, чтобы они не ругались плохими словами».

Но у Церкви свой интерес, и этот интерес заключен в Евангелии. У Церкви есть своя миссия, которая заключается в благовестии Христовой истины, правды Божией на земле. Мы говорим о Христе, о том, что человек должен прийти ко Христу. А нам ставится задача просто сделать дом чистым, выметенным – и больше ничего.

Это очень похоже на мировую проблему борьбы с лишним весом. Буквально недавно американские ученые наконец-то нашли препарат, который хорошо себя показал на лабораторных белых мышах. Этот препарат без побочных эффектов убирает лишний вес у мышей; скорее всего, он оправдает себя и в использовании людьми. Мышка не отказывает себе ни в чем, очень крепко питается, очень много лишнего хватает, ведет неправильный образ жизни, но при этом стройная, как Афродита... Вот такой сильный препарат. При этом не надо заниматься физкультурой, бегать; ничего не нужно делать, просто принимать этот препарат.

Есть подозрение, что светское общество именно так относится и к Церкви. Это подозрение вполне обоснованное. Мол, вы только скажите, чтобы они не курили, не кололись, не вешались, почитали своих родителей, хорошо себя вели, хорошо учились, чтобы потом получили хорошую работу, но только про Христа не надо. Некоторые светские чиновники, преподаватели даже пугаются, если ученик вдруг начинает посещать храм Божий.

Но Господь говорит в Евангелии: кто не собирает со Мною, тот расточает. То есть вместо того, чтобы человека приводить ко Христу, единственному твердому основанию, на котором можно построить свою жизнь, мы строим дом, который чистый, выметенный, украшенный, но пустой. Нужно сказать, что это нездоровые отношения между Церковью и обществом; отношения, которые, к сожалению, устраивают иногда и священников, и богословов, и церковных иерархов (о чем говорят многие факты). Это неправильно. Это не наш церковный интерес. Мы не должны подыгрывать светскому обществу.

Ведь нам навязывают форму отношений, которую можно сравнить с гражданским браком. Есть взаимная симпатия между светским обществом и Церковью; есть конкретные задачи, связанные с дырой в идеологии, с неудачами в воспитании подрастающего поколения, с разрывом поколений. Давайте мы заключим такой брак без обязательств: у вас свой дом, у нас свой дом; вы живете своим хозяйством, мы своим; мы не берем друг за друга никаких обязательств, просто вместе проводим время. И нам хорошо. Ни к чему хорошему такой «гражданский брак» Церкви и общества не приведет.

Конечно, я не отвечаю за светское общество; там свои проблемы, свои интересы, свои идеи, которые направляют или мотивируют ту или иную политику. Но для нас, церковных людей, важно соблюсти свой церковный интерес, который сводится к одному слову – Евангелие; мы благовествуем Христову истину, несем Христову правду на землю.

То, что мы совпадаем в каких-то положениях с тревогой государства относительно нравственного состояния общества, или воспитания патриотизма, или каких-то других хороших и правильных вещей, не исчерпывает нашей проповеди и не сводит церковный интерес только к этому. Ничего подобного.

Церковь должна хранить свое достоинство, свой евангельский интерес. Мы проповедуем Христа распятого, что для иудеев соблазн, а для еллинов безумие (см. 1 Кор. 1, 23). Слово о Христе всегда будет звучать безумием, всегда будет неуместно; нас будут просить об этом не упоминать: мол, лучше скажите про патриотизм, про любовь к Родине.

Церковным людям очень важно хранить свое евангельское достоинство и помнить, что наш церковный интерес не всегда совпадает с интересом государственным, светским, секулярным, общественным. Мы идем своим евангельским путем и ни в коем случае не должны с него сворачивать.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 7 мая 2024 г. Трансляции богослужений

    Божественная литургия 7 мая 2024 года

  • 6 мая 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Бейт-Джала пасхальная

  • 6 мая 2024 г. «Первосвятитель»

    Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Светлого Христова Воскресения по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя

  • 6 мая 2024 г. Светлое Христово Воскресение

    Пасхальное поздравление воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого собора города Моршанска

  • 6 мая 2024 г. Светлое Христово Воскресение

    Воскресная школа Крестовоздвиженского храма р.п. Сосновка Тамбовской области. Литературно-музыкальная композиция «Воскресение»

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать