Свет невечерний. "Кровь короля"

13 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В житии святого Патрика, покровителя Ирландии, есть невероятная история о крещении одного из ирландских королей по имени Ангус. Время было суровое. Можно представить, что такое ранее Средневековье. Конечно, мы это рисуем в воображении благодаря современному кинематографу, который иногда, скажем так, пересаливает факты, которые были на самом деле. Но нравы были довольно жесткие.

Сам Патрик, который был великим святителем и апостолом Ирландии, оказался в этой стране благодаря тому, что его захватили в рабство. Такие набеги совершались периодически на протяжении тысячелетий в разных местах земли. То есть это было совершенно нормальное явление, когда нападали на деревню, грабили, выживших уводили в рабство. Вот так и Патрик оказался в Ирландии.

Можно представить, какие нравы царили в обществе. Например, в Ветхом Завете в Книге Царств мы встречаем как некоторую банальную бытовую зарисовку описание того, как цари обычно выходят на войну. То есть это было настолько естественно – пойти на кого-нибудь войной, сжечь город, захватить рабов. Времена были суровые. Это важно понимать, когда мы читаем биографии святых людей, тем более – житие святого, который жил в глубокой древности, в раннем Средневековье, на далеком Изумрудном острове.

Так вот, в биографии святого Патрика есть один момент, который меня в свое время довольно сильно впечатлил. Патрика очень любили современники. Ему удалось привести ко Христу большое число людей, которые не отличались нежностью нравов. И был такой эпизод, когда он убедил креститься одного из ирландских королей по имени Ангус. Он решил провести это торжественно. Почти так, как крестили нашего князя Владимира вместе с киевлянами на Днепре, когда было массовое собрание, все было торжественно и красиво. Может быть, несколько скромнее, потому что в Ирландии было много королевств (это были скорее небольшие феодальные поместья, по тем временам довольно богатые).

И вот Патрик начинает совершать чин крещения, читает молитвы. Как епископ, который крестит целое племя, целый народ, он ставит свой жезл, но не замечает, что его жезл с острым наконечником пробивает ногу королю, буквально пригвождая его к земле. Король стоит, истекая кровью, а Патрик, ничего не замечая, пламенно читает молитвы. И только в тот момент, когда короля нужно было вести к купели крещения, он вдруг с ужасом обнаруживает, что король стоит в луже крови. Он спрашивает: «Что же ничего не сказал? Как так можно? Это же дикая боль!» Король отвечает: «Я думал, так положено в этом христианском обряде, чтобы пролить кровь, пострадать». Конечно же, Патрик был в ужасе от этого события. Короля он, конечно, крестил, попросил у него прощения.

Эта история наталкивает меня на сравнение ирландского народа с белорусским. Про белорусов говорят, что это народ терпеливый. Но на самом деле эта история не про ирландцев и не про белорусов. Это скорее про ситуацию в нашей Церкви, связанную с богослужением, нашими уставами и даже канонической жизнью. Потому что глубокое невежество мешает нам понимать, что происходит в Церкви, что происходит за богослужением, и мы вынуждены проливать кровь там, где этого не нужно. Как этот король, который думал, что так и полагается.

Христиане спорят, например, о том, надо ли вычитывать все кафизмы за богослужением, или непременно по уставу поститься, когда положено сухоядение, или стоять трехчасовую службу непременно на ногах, или так-то креститься... Благоговение этих людей вызывает, конечно, глубокое уважение и трепет, но очень часто это те усилия, те муки, которые совершенно не нужно переносить. Мы их переносим так же, как этот король, совершенно не понимая, что происходит.

Нужно узнавать, как устроено богослужение, какого происхождения те или иные каноны, кафизмы; понимать, что современный богослужебный устав – это сплетение сразу нескольких богослужебных традиций, которых множество и они необязательно предполагают наличие друг друга. Для того чтобы понять, какую меру требует от нас Церковь в исполнении некоторых благочестивых правил, нужно разобраться, погрузиться в историю, чтобы зря не мучиться, не проливать кровь. Не стоять в луже крови, как этот король с воткнутым жезлом иерарха.

Есть и другая крайность в этой истории. Сейчас мы видим некоторый конфликт (он возник не сегодня, конечно) между традиционалистами и так называемыми модернистами. Оба эти крыла не могут избежать некоторых крайностей. Среди консерваторов-традиционалистов есть люди, которые считают, что мы должны исполнять всё от «А» до «Я», от альфы до омеги. Когда начинаешь спрашивать, что именно, – люди путаются в показаниях. Потому что с уставом все не так просто, как кажется. Масса традиций, масса различных канонов. Когда ты в этом начинаешь разбираться, то понимаешь, что вопрос требует внимательного, вдумчивого и спокойного отношения.

С другой стороны, есть люди, которые считают, что нужно все это разрушить, идти путем евангельской простоты, апостольской искренности, а все нагромождение – лишнее. И они тоже не правы. Есть знаменитый Кодекс Безы – греко-латинское издание Нового Завета, древнейший текст, датируемый V веком. Он знаменит тем, что в этом древнем Евангелии сохранились фразы, опущенные в традиционном своде Священного Писания. Например, в Евангелии от Луки есть такая интересная вставка. Господь видит человека, который трудится в субботу (тема субботы очень важна в проповеди Иисуса). Мы должны предположить, что Он его похвалит. Но Господь говорит: если ты понимаешь, что делаешь, – ты благословен; но если не понимаешь, что делаешь, – ты проклят.

Так вот, и в традиционализме, и в тех тенденциях, которые пытаются как бы освежить жизнь в Церкви, нужно сохранять правильную меру. С одной стороны, можно очень увлечься и проливать кровь там, где не нужно. С другой стороны, можно пойти путем вот этого проклятого человека, который дерзко, неблагоговейно и вероломно относится к церковной традиции. Не случайно в древней Пифагорейской школе существовал такой обычай: человек, который только вошел в общину, пять лет должен был молчать, не требовать даже голоса.

Так и в церковной традиции: может быть, для того чтобы требовать реформ или какого-то изменения, нужно несколько лет (может, не пять, а даже больше) помолчать, прислушаться, изучить традицию? А потом уже осторожно указывать на какие-то вещи, которые можно исправить.

Любой путь требует уважения и благоговейного отношения к традиции. Там, где этого не нужно, где можно обойтись без кровопролития, – нужно пожалеть людей. Многие люди, которые изучают церковное богослужение, каноны и пытаются современную церковную жизнь настроить на евангельский, святоотеческий лад, чаще всего руководствуются не своими реформаторскими порывами, а жалостью к людям. Чтобы не оказаться в такой ситуации, в которой оказался святой Патрик, случайно, непреднамеренно пролив кровь благочестивого короля.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать