Свет невечерний. Килограмм святости. Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

4 августа 2020 г.

Верующего человека можно легко опознать среди всех прочих по особому трепетному отношению к святыням. Среди православных людей есть даже специальное слово, технический термин, если так можно выразиться, ‒ «святынька». Не просто «святыня», а «святынька». Так называют те предметы, которые мы привозим из далеких паломничеств, из крестных ходов, от посещения Святой Земли. Бывает так, что, заходя в комнату или в дом православного человека, можно просто потерять дар речи от обилия этих «святынек». Иногда они измеряются килограммами, может быть, даже тоннами и литрами.

Есть люди, которые собирают святую воду с разных молебнов, с каждого года Богоявления, Крещения Господня, и у них стоит целый шкаф святой воды с бирками, с надписями. По каждому поводу, при определенной болезни, по особому случаю святая вода принимается из конкретного сосуда, из конкретной баночки. Также среди этих «святынек» бывает очень много платочков, носочков, шапочек, которые привозят от святых мощей. Но больше всего, пожалуй, народ любит привозить землю и камешки. У некоторых людей бывают целые собрания, как у специалиста-геолога, разных рудных пород, привезенных из того или иного древнего монастыря. Старые бабушки также любят собирать цветочки с плащаницы или букетики с крестного хода, траву, по которой прошелся владыка или несли чудотворную икону.

Молодые люди обычно над этим смеются и говорят, что это собирание, коллекционирование «святынек» сродни болезни Плюшкина. Как к этому отнестись? Я думаю, все-таки нужно знать меру. Потому что умеренность – это универсальная добродетель, которая вообще отличает воспитанного, культурного и духовно развитого человека. Умеренность должна быть в том числе в любви к святыням, и должно быть понимание, что это такое. Даже слово «святынька» некоторым образом принижает статус той сакральной вещи, которую вы приносите в свой дом.

Но любое паломничество, поездка в монастырь, посещение духовника или особенного праздника – часть биографии человека. Так, мы не укоряем человека в том, что он собирает, например, фотографии или магнитики на холодильник после посещения достопримечательностей (например, Парижа). Нам кажется, что это совершенно естественно. Мне тоже кажется, что воля к собиранию таких моментов биографии совершенно естественна. Но опять же нужно знать меру. А на кого нам ориентироваться в этой мере? Кто является примером? Ведь как раз благочестивые люди и отличаются тем, что испытывают особый трепет к так называемым «святынькам».

В VII веке в Грузии жил один известный подвижник Давид Гареджийский. Он происходил из Антиохии. Он был сирийцем, не грузином. Но в конце VI века он вместе с тринадцатью сирийскими отцами пришел в Грузию и поселился в пещерном монастыре недалеко от Мцхеты. Это были подвижники, которые занимались не просто внутренним деланием, но еще и приводили целую большую красивую страну ко Христу. Они рассказывали людям о Христе, проповедовали Евангелие, благовествовали. Это были монахи-апостолы.

Про Давида Гареджийского сохранилась знаменитая история о благодатном камне, который до сих пор хранится в Патриаршем соборе в Тбилиси. Дело в том, что Давид Гареджийский мечтал попасть в Иерусалим. Но он жил в конце VI века, и ему не были доступны те протоптанные маршруты, которыми мы сейчас с вами пользуемся. Не было ни самолетов, ни поездов, ни пароходов. Чтобы дойти до Святой Земли, нужно было предпринять опаснейшее путешествие. Потому что за каждым поворотом тебя поджидали грабители, чужаки. Не было ни полиции, ни медицинской службы, ни паспортного режима, ни карантина. Каждый, отправляясь в путь, понимал, что эта дорога может стать последним приключением в его жизни.

Но Давид Гареджийский настолько сильно мечтал увидеть святой град Иерусалим, где земля помнит пришествие Господне, что в конце концов он со своими братьями собрался в этот сложный путь, подверг себя такому риску. Они вышли из своего монастыря, очень долго добирались до святого града и, преодолев множество препятствий, тяжелые приключения, тревожные ночевки, в конце концов поднялись на гору, с которой открылся вид на этот удивительный и священный для каждого христианского сердца город.

Но случилось нечто неслыханное. Давид Гареджийский, который всю жизнь мечтал попасть в Иерусалим и в конце концов дошел до него, увидев святой город, сказал: «Господи, я не достоин своей грешной ногой ступить на эти святые камни. Мне достаточно посмотреть на этот город издалека. Если позволишь, Господи, я возьму эти три камешка, которые здесь, на горе, находятся, с собой на память об этом чудесном видении, в память о том, что Ты, Господи, разрешил мне посмотреть на этот святой город». Он взял эти три камешка и пошел обратно в свой монастырь. Это совершенно невообразимо! Как так можно? Кажется, что весь труд пошел насмарку. Но он взял эти три камня и пошел обратно, а его братья решили все-таки посетить Иерусалим. Ведь они столько шли, столько трудов было положено!

В эту ночь святой патриарх Илия Иерусалимский во сне увидел ангела, который сказал: «Встань, святитель, и быстрее беги к благословенной горе, с которой сейчас спускается раб Божий в нищенской одежде и с корзинкой, в которой у него лежат только три камешка. Попроси его, чтобы он отдал тебе два камня, потому что этот человек унес всю благодать из Иерусалима». Патриарх, сразу пробудившись, послал людей найти этого человека. Святой Давид отдал им два камня, а один благословенный камень отнес в свой пустынный монастырь. До сих пор этот камень хранится в Патриаршем соборе в Тбилиси.

Подумайте, о чем говорит эта история. Дело не в количестве, не в килограммах святынь, не в периодичности посещения того или иного монастыря, приемов у какого-то очень известного старца. Господь открывается смиренному сердцу. Не важно, сколько раз ты побывал в Иерусалиме. Главное, как ты пережил этот опыт. Не важно, сколько у тебя календарей или книг, подписанных великими богословами или старцами, икон, принесенных со святых мест и освященных на мощах угодников Божиих.

Важно, произошло ли у тебя внутреннее преображение, потому что встреча с Господом происходит в сердце. Внешние атрибуты этой встречи – только напоминание о том, что это событие произошло, и это событие драгоценнее всех возможных мешков со святынями и шкафов со святой водой. Все происходит внутри. Вот почему Господь и говорит о сокровенном сердца человеке. Это слова апостола. Но и в Писании мы слышим, как повторяется этот призыв: Сыне, дай Мне твое сердце. В сердце происходит встреча с Господом, в сердце хранятся главные святыни.

Святой Давид Гареджийский унес всю благодать из Иерусалима, а не просто «зарядил» иконки или книжки от святых мест. Это очень важная история, которая для нас является важнейшим ориентиром в отношении посещения святынь и хранения так называемых «святынек». Я думаю, не должно быть у нас «святынек». Все, что происходит в жизни человека, должно быть значительно. Это святыни! Но самое главное происходит в сердце, в сокровенной клети, в душе каждого из нас.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать