Свет невечерний. Испытание огнем

20 февраля 2024 г.

Из Послания апостола Павла к Коринфянам мы знаем, что даже в самые ранние, самые благословенные молодые годы нашей Церкви среди христиан случались распри; люди ссорились, разбредались по стаям, компаниям, общинам. Апостол Павел пишет: я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин» (1 Кор. 1, 12). То есть он говорит: что же вы так склонны к разделению? Господь же призвал нас к единству. Вспомним первосвященническую молитву Господа, которая так трепетно, осторожно, бережно изложена в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит: да будут все едино (Ин. 17, 21).

Тем не менее разделения имели место, и апостола Павла созерцание этой грустной картины натолкнуло на очень глубокие размышления, которые являются одной из сквозных тем всех его текстов. В своих письмах он довольно часто говорит о том, что нам дано не только веровать во Христа, но и пострадать за Него. Тема страданий для него – одна из главных, которая мыслится в связи с созерцанием Господа, с преданной любовью к Господу.

Апостол Павел говорит: неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть (Рим. 6, 3–4). То есть всякому человеку дано пройти через крещение и особым путем страданий взять крест свой. В этом смысле апостол Павел раскрывает те евангельские истины, которые даны простому народу в притчах в Священном Писании. Как великий богослов апостол Павел пытается осознать, осмыслить содержание Евангелия, которое для него является сердцевиной жизни.

Для нас очень интересен опыт, к которому приходит апостол Павел. Это не абстрактный теологический опыт, не размышления кабинетного философа, а пугающее откровение, которое современным буржуазным христианам читать нелегко, я бы сказал, даже неприятно. Он говорит: я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание (1 Кор. 3, 10). Основание у нас одно-единственное, которое может быть. И это тоже очень важная мысль, потому что некоторым христианам спустя много лет церковной жизни приходится пересобирать здание своей веры, потому что выясняется, что строили они не на том. Например, строили не на Христе, а на идее монархии (это было самое главное), или на идее церковной демократии, или на опыте церковной эстетики, красоте, или, может быть, были какие-то философские предпочтения. Но единственное основание, на котором можно прочно строить, – Господь Иисус Христос.

Апостол Павел говорит: ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3, 11–15).

Какие загадочные слова… Эти слова приходили на память нашим подвижникам, особенно новомученикам Церкви Русской, в годину испытаний. И если мы попытаемся суммировать опыт новомучеников и исповедников Российских, окажется, что это были в большинстве своем довольно благополучные люди, благополучию которых ничто не угрожало. Они спокойно жили, получали образование, занимали посты. Взять хотя бы даже епископов Русской Церкви, которые имели необыкновенные привилегии, жизнь их была размеренной, обеспеченной, сытой. Но случается революция – и все рушится, здание сотрясается.

Мы сразу вспоминаем евангельский образ наводнений, ливней, которые обрушиваются на здание. Вспомните, как Господь говорил: «Кто строил на камне, у того здание устоит; кто строил на песке, тот потерпит урон».

Нечто подобное происходит в жизни абсолютно каждого человека. Рано или поздно, как бы благополучно мы ни жили, нам следует пройти через огненные искушения. Что это значит: огненные искушения? У каждого этот огонь, попаляющий все лишнее, тленное, временное и неподлинное, – свой. Это может быть диагноз, который вам совершенно неожиданно озвучили. У вас были большие планы: куда-нибудь поехать, что-то сделать, что-то купить. Например, вы ремонта ждали уже 10 лет, хотели поклеить обои, которые выбирали последние полгода и наконец-то нашли именно те, что подходят к новому гарнитуру. А вам говорят: «В лучшем случае два месяца…» И все сыпется. И кому этот дом? Кому эта диссертация? Кому эта машина? Кому эти карьерные достижения и маячащие впереди должности? Ничто из этого уже не важно, не существенно; все пересобирается. И если у человека нет подлинного фундамента, который есть Иисус Христос, может рассыпаться все.

Гораздо тяжелее, когда подобные огненные искушения поражают предельным острием: когда ты ничего не можешь сделать, видя, что происходит с твоим ребенком, с твоей мамой, с твоим другом или с твоим делом, которому ты отдал всю жизнь. Например, недавно встречал женщину, которая 45 лет проработала в одном из самых известных музеев России. И вдруг ты видишь, что дело, которое ты делал, рассыпается. Потому что огнем испытывается не только человек, но и его дело.

Через огонь искушений проходят страны, народы, государства. Мы видим и даже чувствуем этот мистический огонь, когда открываем тома истории, изучаем судьбы разных цивилизаций. Не можешь понять, как же могло случиться так, что Греция, самая просвещенная, самая изысканная цивилизация, давшая миру великих поэтов и философов, повелась на мякине гражданской войны. Родные народы, говорящие практически на одном языке, столкнулись в гражданской войне, истощили, почти уничтожили себя в этой войне, и этим воспользовалось третье государство – Македония, которое поработило себе обе части Эллады. В свою очередь, и Македония пала и растворилась в целом ансамбле государств и стран уже под началом Римской империи, которую ожидал тот же самый крах.

Но когда мы проходим через эти искушения, испытания, всегда остается что-то подлинное. Почему нужно научиться проходить с достоинством эти испытания и искушения не только людям, но и странам, народам, нациям? Потому, что это Господь попускает; от Господа все это.

Временное, неподлинное, тленное, лживое со временем исчезнет. Именно поэтому мы должны помнить, что вкладываться, инвестировать душу свою в тленное, неподлинное и лживое никогда нельзя. Это пустое, оно сгорит; это солома, которая сгорит в огне испытаний. Но подлинное, настоящее останется.

Мы до сих пор читаем Платона, Гомера, хотя этих государств уже нет, на этих диалектах уже никто не разговаривает. Мы до сих пор восхищаемся статуями Древней Греции; читаем Цицерона, хотя уже нет Римской империи. Лживое, тленное, неподлинное сгорело, ушло, а подлинное осталось.

Точно так же и в судьбе каждого человека. И очень важно держаться того подлинного основания, которое никогда не предаст и даст устоять во время огненного искушения.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать