Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Один из вопросов недавно встал передо мной во время чтения Евангелия от Иоанна. Это история, которая, собственно, не имеет какого-то сюжета; это просто разговор, известный фразой, которую часто цитируют проповедники, и ее можно найти даже в православном Катехизисе. Эта фраза определяет, кто такой дьявол, сатана. Господь в беседе с иудеями говорит: вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца был искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко ложь есть и отец лжи.
Кажется, эти слова звучат очень обидно. Мы их хорошо знаем, они даже не вызывают какого-то протеста или удивления, что обычно бывает при чтении священного текста. Но меня потрясло то, что Господь это говорит в восьмой главе Евангелия от Иоанна. Это знаменитая глава, которая начинается историей с женщиной, взятой в прелюбодеянии, и заканчивается диалогом Иисуса с уверовавшими в Него иудеями. Вот что удивляет: Христос говорит эти слова не просто иудеям, не просто людям, которые пришли Его послушать и которых Он вышел обличать как проповедник, праведник, знаток закона; Он говорит уверовавшим иудеям.
В этой главе несколько диалогов, и этот диалог – последний (третий). Христос каждым следующим этапом Своей речи как будто бы отсекает некоторую часть неверующих слушателей, или внешних, и остается только та категория учеников и слушателей, которым нужно услышать что-то очень важное. И Он уверовавшим ученикам вдруг говорит такие вещи, после которых они схватились за камни, желая забросать Его как кощунника. Еще раз повторяю, это финал разговора с уверовавшими иудеями. И почему-то уверовавшие в Иисуса Христа хватают камни, чтобы убить Его собственными руками.
Какое отношение это имеет к нам, современным верующим людям? Неверующий человек не стал бы каждый день читать Писание, изучать, пытаться его понять. Дело в том, что мы себя называем верующими. Мы говорим: я верующий, все соблюдаю, читаю, поддерживаю это, все мне понятно, я христианин, уверовавший во Христа. Подумайте, может ли такое быть, чтобы христианин хватался за камень, чтобы бросить его в Господа? Это очень серьезный вопрос.
Мы воспринимаем нашу религиозную жизнь как нечто статичное: я стал христианином, покаялся в своих грехах, принял Христа как личного Спасителя – и все, теперь можно успокоиться. Евангелие говорит нечто другое: что вера в Господа – это начало пути. Ты сделал первый шаг, следующие шаги – это шаги очень горького покаяния, открытие некоторой истины не только о Господе, но и о себе самом. И чем дольше ты живешь, тем больше открытий о себе самом совершаешь.
То есть это откровение не только о Господе. Причем это откровение, которое длится; нельзя сказать: я стал верующим, прошел катехизацию, мне всё рассказали, вот мой конспект – теперь мне все понятно. Нет; что-то происходит внутри по мере воцерковления. Но я использую другое слово, которое любил отец Сергий Булгаков, – охристовление. По мере охристовления мне открывается что-то о Господе и одновременно с этим открывается какая-то истина обо мне самом. Оказывается, я не такой порядочный человек, не такой добрый. Оказывается, к моим поступкам всегда примешивалось, например, тщеславие (или корысть). Хотя я с пеной у рта доказываю, что я волонтер, активист, я стою за правду, мне ничего не нужно. Но по мере охристовления (воцерковления) наступает какой-то момент честности, когда ты уже не можешь врать себе.
Или же происходит нечто другое: когда мы вместо христианства вырастаем в какую-то другую религию, свою, и нам начинает мешать Христос. Как будто бы мы уверовали в Него, но Он все больше начинает нас раздражать по мере нашего воцерковления. И этот неспокойный Пророк говорит не только о Боге (мы еще можем как-то принять эти странные рассказы), а обо мне самом говорит что-то неправильное, неприятное. Хочется взяться за камень и бросить в Него или вынести Его за скобки, пойти своим путем, более уютным, компактным, спокойным.
Именно поэтому, когда мы говорим о христианской традиции, всегда упоминаем об опыте святых отцов, то есть тех людей, которые этот путь прошли. И мы видим, что это люди, которые всю жизнь боролись с искушениями, и даже можно сказать, иногда боролись и с Богом. Потому что мера охристовления, воцерковления – это мера боли, через которую человеку нужно пройти. Боли, связанной с покаянием. Не случайно святые отцы говорили, что весь путь духовной жизни – это путь покаяния, честности по отношению к самому себе, своему внутреннему миру, попытка навести порядок внутри, изгнать всех демонов, которые там угнездились. Им там уютно, хорошо, и я тоже что-то получаю с этих «квартирантов»...
Господь говорит про сатану: он человекоубийца искони. Единственная задача князя тьмы – губить человека, постепенно его ослепляя разного рода «наркотиками»: мнением о себе, об окружающих, о Боге, но только не истиной.
Поэтому так важно помнить, что вера – это долгий и трудный путь покаяния. Иногда бывают очень грустные эпизоды на этом пути, связанные с внезапными открытиями о себе самом. Но ничего, мы это переживем.
Господь однажды спросил апостолов: «Не хотите ли и вы отойти от Меня?» Апостол Петр сказал: «Наставник, к кому нам идти? У Тебя глаголы жизни вечной».
Нам не к кому идти, только к истине, только быть со Христом. Больше мы никому не нужны. Поэтому останемся с Господом нашим.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!