«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. 24 января 2024

24 января 2024 г.

Сегодня мы подошли к такой очень важной теме, как борьба с унынием. В предыдущих передачах был небольшой цикл знакомства с этой страстью. На самом деле мы все с ней знакомы, просто постарались немножко увидеть себя, как в зеркале, и посмотреть, как проявляется эта страсть. В рамках большого цикла это 103-я передача.

Сегодня мы поговорим о борьбе с унынием. Хочется уложиться в одну передачу, потому что чем дальше мы идем по плану о развитии страстей, составленному святыми отцами, тем больше приходим к очень сложным, очень непростым страстям. В этом плане бороться с чревоугодием гораздо проще, чем с унынием.

Та информация, о которой мы сегодня будем говорить, предназначена для людей, начинающих эту самую борьбу. То есть по большому счету для нас с вами. Если мы освоим это и будем изучать святоотеческую литературу, то разберемся и дальше. Просто сейчас нет смысла копать глубоко. Давайте начнем с азов.

Как бороться с этой веселой пустотой, со страстью уныния? Первое, с чего святые отцы советуют начинать, – это борьба с чревоугодием. Казалось бы, мое душевное состояние: скука, духовная тягота… И тут мне советуют бороться с чревоугодием. На прошлой встрече мы говорили о том, что уныние очень тесно связано с чревоугодием. Оно подпитывает уныние; и наоборот. И если мы возьмемся за борьбу с чревоугодием, начнем выполнять разумные и посильные аскетические упражнения, это в первую очередь повлияет на бодрость, которую мы получим. Бодрость души. Тело с душой тоже очень тесно связаны, поэтому духовную болезнь нужно начинать лечить с борьбы с чревоугодием. Это очень даже логично и правильно.

Как бороться с чревоугодием? У нас был целый цикл передач об этом, но кратенько напомню, что сюда входит: человек должен следить за тем, что ест, когда и сколько, чтобы привести себя в духовно боеспособное состояние, не разъедаться под действием уныния, не тучнеть, не толстеть, не превращаться в приставку для дивана. Нужно быть боеспособным христианином, а для этого следить за собой и трудиться, делать физические упражнения, гулять и так далее. Человек должен быть бодрым. Это очень важно, особенно горожанам, у которых очень мало физического труда.

Если человек начнет делать это разумно, спокойно, умеренно, то в ближайшее же время  почувствует бодрость. А потом можно начинать бороться дальше. Борьба с чревоугодием – это то, с чего надо начинать. Просмотрев все предыдущие передачи, телезритель может заметить, что я каждый раз говорю об этом первым пунктом, когда мы разбираем другие страсти. Все правильно, потому что чревоугодие, как говорят святые отцы, дверь всех страстей в нашу душу. Поэтому надо эту дверцу прикрывать, если хочешь с чем-то бороться.

У нас бывает целый комплект страстей. Не одно только уныние, но и блуд, и еще что-то. Обычно это какой-то набор. Поэтому в любом случае мы начинаем с чревоугодия. Не так важно, идет пост или нет, можно и непостную еду принимать по режиму и не объедаться,  человек уже будет получать эту самую бодрость. Это тоже аскетическое упражнение.

Борьба с блудом, с гордостью, со сребролюбием, с гневом бодрит человека. Если он следит за собой, то уныния будет меньше. Потому что когда ты внимательно следишь за страстями, видишь их, искренне раскаиваешься, то у тебя есть поводы для покаяния. Ты искренне каешься, и унынию уже труднее заползти в твою душу. Еще раз повторюсь, что говорю это для новоначальных, то есть для нас с вами. Понятно, что у монашествующих другой опыт, более глубокий. Мы его не знаем, поэтому будем говорить про простых мирян. Если мы начнем искренне молиться, если будем видеть свои грехи, раскаиваться, пытаться бороться, то уныние не так просто на нас нападет. Но нападет. Не надо думать, что мы, живя в миру, в безопасности от этой страсти. Вовсе нет.

В предыдущих передачах мы видели, что на самом-то деле описываем нашу современную повседневную жизнь, когда мы, по сути, тонем в этом самом унынии, в этой самой веселой пустоте. Но еще раз напомню: борьба с остальными страстями (чревоугодием, блудом, сребролюбием и гневом) позволяет человеку видеть свои немощи, каяться и оживлять свою душу покаянием.

На особом месте стоит борьба с печалью. Напомним, что печаль уже духовная страсть (а те были телесные). Она напрямую связана с унынием. Почему важно бороться с печалью? Это уже сложно. С телесными страстями борешься ложкой, а тут нужно бороться умом. Когда приходят эти гордостные мысли, превращающиеся в печаль, что все не так, у тебя что-то не получается, что ты не такой, у кого-то лучше, а у тебя хуже, человек начинает печалиться, роптать, опускает руки, перестает вести духовную жизнь, ходить в церковь, участвовать в таинствах и молиться. Человеку скучно, неинтересно. Он пошел развлекаться и пропал.

Борьба с печалью – это важнейшая тема, если мы хотим побороться с унынием, потому что очень часто лукавый подлавливает нас, неопытных, как раз на печали. Очень часто человек впадает в уныние из-за того, что почитал, казалось бы, хорошие книги, допустим, жития святых, но сравнивает это с собой и по неопытности говорит, что не может так поститься, молиться, совершать какие-то действия, а потому все плохо. Некоторые женщины говорят, что им муж мешает вести духовную жизнь. А мужчины говорят, что им мешают дети...

Но на самом деле это самообман. Нас поставили именно в то место, где мы можем спастись, где получаем шанс спасения. И не так важно, что кто-то многодетный, а кто-то бездетный. Лукавый всегда найдет повод для того, чтобы человек печалился, унывал, опускал руки, переставал бороться, потихонечку погружался в эту трясину веселой пустоты и погибал. Поэтому борьба с печалью – важная тема. Если мы чувствуем, что унываем, надо себя проверять по этим страстям.

Печаль связана со всеми телесными страстями. Неудовлетворение любой страсти дает печаль, а она дает уныние. Поэтому боремся со всеми проявлениями, но не печалимся от того, что у нас есть страсти, не опускаем рук, что грехи регулярно нас побеждают. Это нормальная обстановка. Это война. Если в войну что-то взрывается, летят снаряды, самолеты и так далее, это нормально и никого не удивляет. Так же и с духовной жизнью: проявление всех этих страстей в нашем падшем мире нормально, поэтому мы боремся с ними, не сдаемся, не опускаем рук. Без борьбы с печалью не поймешь борьбы с унынием.

Один из святоотеческих советов – принятие воли Божией о себе. Я так это сформулировал. Это очень важно. И это тоже в русле борьбы с печалью: принять Божью волю о себе. Но мы думаем: «А какая Божья воля обо мне?» Так ты оглянись, посмотри, как ты живешь, в каких обстоятельствах, кто тебя окружает, где ты живешь. Это и есть воля Божья о тебе. Это не означает, что ее нужно где-то искать. Она напрямую проявилась: твоя профессия, семья, обстоятельства жизни, внутренний духовный мир, опыт хождения в церковь, чтение. Это все как раз и есть духовная жизнь. И не надо себе чего-то фантазировать.

Но лукавый не даст нам покоя. Он бьет нас через несогласие с волей Божьей. А печаль – страсть богоборца. Так назывался цикл наших передач. Печаль не дает человеку принять внешние обстоятельства, может быть, даже явно печальные, какие-то потери: близких, имущества, положения... Но все это нам дает Господь, потому что без Него ничего не происходит. В Священном Писании мы читаем о том, что Господь говорит: и волос с головы не упадет без воли Отца вашего Небесного. И уж тем более какие-то события, связанные с неприятностями в нашей жизни. Мы должны понимать основу веры, помнить, что живем в мире скорби. Скорби будут. Они неприятные, но лечебные. Если человек будет правильно их воспринимать, если у него будет принятие воли Божией о себе, то есть какие-то начатки смирения (смирение – это когда человек с миром), тогда у него не будут опускаться руки. И это будет уже серьезной основой для борьбы с унынием. 

Следующее: не ориентироваться на эмоции. Что я имею в виду? Уныние дает определенное впечатление. Мы на самом деле чувствуем сердцем все, что происходит, всегда выдаем какую-то эмоцию, необязательно яркую и запоминающуюся. Мы чувствуем любые слова. Скажи на незнакомом языке, что человек нас любит или ненавидит, мы же это не поймем, у нас не будет никакой реакции. А скажи нам на понятном языке, мы прочувствуем каждое слово. Это важно.

И по отношению к борьбе с унынием мы должны понимать, что наше сердце, как сломанный телевизор или радио, может транслировать неправильные эмоции; и доверять себе в этом случае категорически нельзя. Лукавый умеет подделывать в нашем сердце большой спектр эмоций, поэтому думать, что духовная жизнь – это обязательно какие-то восторги, впечатления, благодатные переживания, это путь ошибки. Да, Господь когда-то дает утешение, когда-то у человека есть радость в сердце, когда-то у него есть какое-то облегчение, может быть, бывают проблески смирения, но в основном мы живем не в таком режиме. Но окружающий нас мир живет в режиме эмоций. Все направлено на них. Начинаешь смотреть какой-то фильм: из тебя выдавливают нужную режиссеру яркую эмоцию, захватывают ею. Мы смотрим социальные сети, где люди делятся этими эмоциями. Может, человеку не очень радостно, но он обязательно улыбается, создает картинку, чтобы поделиться этой как бы псевдоэмоцией. Неправильно думать, что все построено на эмоциях. Все должно быть построено на уме.

А при унынии какие эмоции? Все скучно, серо, надоело, неинтересно. Общаясь с молодыми людьми и девушками, очень часто сталкиваюсь, знаете, с чем? Человек говорит, что ему неинтересно ничем заниматься. Как? Ты молодой, все у тебя еще впереди. Бери, создавай, делай, живи, учись, трудись и так далее. А человеку неинтересно. Вот эмоция уныния.

В духовной жизни никак нельзя ориентироваться на эмоции. Во-первых, не надо себе фантазировать благодатные ощущения, они не такие, как душевные эмоции. Духовные впечатления другие. Не такие, что нравится, не нравится, эмоции радости, восторга и так далее. Это совсем не о духовной жизни на самом-то деле, это душевные переживания.

Если мы будем ориентироваться только на «нравится – не нравится», «хочу – не хочу», «буду – не буду», на эмоции, то мы никогда страсть уныния не победим. На них вообще не надо ориентироваться. Это очень сложно. То, что я сейчас вам говорю, и сам до конца, до глубины не понимаю. Просто передаю вам святоотеческий опыт.

Нужно молиться, когда не хочется молиться. Но надо взять и начать молиться. Да, сухо, неинтересно, даже противно бывает в душе у человека, он не хочет, если душа не сопротивляется страсти уныния. Что делать? Продолжать биться. Борьба с унынием –трудное дело, проще сдаться, включить YouTube и залипнуть на всю ночь. А тут нет. Во-первых, аскетическое правило: вовремя ложиться, выспаться – все отключаешь. За этим очень надо следить. На эмоции не ориентируемся, а ориентируемся на долг: это мой христианский долг, я должен.

Но что такое долг, мои обязанности? Господь, как любящий Отец, всем нас обеспечивает. Но и мы по отношению к Нему тоже имеем обязательства: сохранять и знать веру, быть членами Церкви, участвовать в таинствах, исполнять заповеди – это всё мы должны делать. Помните, апостолам Господь советует, как бороться с тщеславием и гордыней? Говорите так: мы рабы недостойные, делаем, что обязаны, нам нечем гордиться (см. Лк. 17, 10). Эта обязанность у нас тоже есть – обязанность по отношению к спасению своей души.

Все наши посты и молитвы Богу не нужны, они нужны нам, это средства оздоровления, оживления для нас. Лукавый будет создавать ощущения (а он умеет это делать), что человеку скучно это исполнять. Открываем Священное Писание – скучно читать, открываем детектив – всю ночь можем читать. Вот какое действие врага и самой страсти! На эмоции не ориентируемся. Должен делать, хоть это и не нравится.   

Приведу, может быть, примитивный пример, но для того, чтобы мы понимали. Например, зубы чистить вообще неинтересно. Но мы это делаем. Почему? Нужно! У кого хронические заболевания, тому совсем неинтересно вовремя принимать лекарства. Я не думаю, что кто-то испытывает по отношению к регулярному приему лекарств положительные эмоции, восторги. Должен! Хочешь быть здоровым – делай.

Поэтому и мы должны делать так же. Надо аскетические правила делать – делай. Надо молиться – делай. Надо читать, изучать Священное Писание, ходить на службу. Перефразируя Святое Евангелие, скажу мысль в контексте нашего разговора о борьбе с унынием: в терпении вашем спасите души ваши. Тебе неинтересно, но ты делаешь. Мы должны понимать: терпение – это не значит терпеть какие-то глобальные мировые потрясения, это терпение внутреннее. Ему тоже надо правильно учиться. Святитель Феофан Затворник по поводу страсти уныния говорит, что не надо думать, будто только радости должны тебя сопровождать.

Все радости – это, можно сказать, некий отдых, который дается Богом твоей душе. Поэтому терпение в этом деле – это очень важное действие. Терпим, просто терпим.

Периоды уныния бывают из-за попущения Божьего каких-то нападок, когда мы сами наделали ряд ошибок и довели себя до такого состояния. Бывает так, что у человека все нормально, он успешно борется со страстью. А иной раз накрывает волна уныния. Для чего это попускается? Это дается для опыта, потому что мы должны духовно расти. Мы же не будем в духовном детском саду постоянно находиться. Надо расти. Рост предполагает встречу с более серьезными задачами. А борьба с унынием – это очень серьезная задача.

Если человек в себе увидел уныние, начал бороться, ему дается повод узнать о себе побольше и разобраться в себе, поэтому в этом деле важно терпение, в нем – спасение души человека через принятие воли Божией.  

Что делать по отношению к духовным делам? Допустим, посещение  храма. Человек работал всю неделю, устал, дома проблемы, голова завалена всякой информацией. Он думает так: в воскресенье надо на службу поехать. А может, поспать? Посплю, отдохну. Или все-таки пойти? А неохота, сил нет собраться, и на исповедь надо готовиться, опять же время и силы. Не пойду. В этом случае ты сдался, поддался пустоте. Ну проснешься ты на полчаса или на час позже. Но не будет у тебя на душе ощущения полноты и мира, будет ощущение какой-то пустоты. Снова засуетился – и все.

В деле борьбы с унынием надо понимать, что враг будет тебя от церкви отбивать и отталкивать. В первую очередь эта борьба будет не внешняя (придут комиссары в пыльных шлемах и будут тебя оттаскивать от церкви), а внутренняя, чтобы ты сам не пошел.

Знаете, статистика говорит (я не знаю, насколько ей можно верить), что по сравнению с 2022 годом в 2024 году на 1 000 000 с лишним человек меньше пришло в церковь на Рождество Христово. На праздник! О чем это говорит? Это уныние захлестывает, понимаете? Казалось бы, внешние сложности политической жизни, военные, экономические должны человека взбодрить – надо же у Бога просить помощи! А у нас, наоборот, расслабление. Спишь сколько хочешь, ешь, пьешь…

Это не должно быть про нас, дорогие мои! Упал, подбили тебя – идем в церковь, потому что это лечебница, больница. Только там можно оживить свою душу и попросить Бога о помощи, помолиться со всеми, поучаствовать в таинствах, если человек способен на это.

Бывает такое глубокое уныние, что человеку нужно – это священник решает – духовное упражнение дать, чтобы взбодрился. Но в глубину духовную не пойдем, давайте хотя бы внешне трудиться. Даже если ты не готовился к таинствам, все равно приходи, не надо думать: не причащаюсь, значит, в храм не нужно идти. Человек, помолившись, побывав в благодатной обстановке, выходит уже другим, укрепленным.  Я думаю, такой опыт у вас есть.

По поводу развлечений. Это же пустота; правда? Поэтому одно из самых первых правил: мы должны уменьшить развлечения. Что значит уменьшить развлечения?  Я не говорю: бросьте социальные сети, телевизор, компьютер. Многие из нас скажут, что это невозможно, мы современные люди. Хорошо, давайте поэтапно уменьшим их использование. Как это делать? Например, в Telegram есть очень много новостных каналов. И человек смотрит у одного репортера, другого, третьего… Четыре часа прошло, три, два... Оставь два наиболее авторитетных, все равно будешь в курсе, потому что они всё друг другу пересылают. Но ты потратишь меньше времени на поиск информации.

Желательно не смотреть какие-то откровенно развлекательные и глупые передачи по телевизору. Если хочешь использовать Интернет для того, чтобы отдохнуть, ищи не какой-то глупый контент, а что-то полезное, касающееся твоей профессии или того, что обогащало бы тебя, не истощало, не делало пустым. Можно уменьшить время просмотра телевизора, ограничить просмотр лент в социальных сетях, не интересоваться пустыми новостями, жизнью других людей. Зачем это нужно? Это реально пустота!

Можно вспомнить такое правило интересное: если тебе скучно дома сидеть – начни рукодельничать. Помните, святые монахи древних времен занимались рукоделием? Во-первых, чтобы себя содержать, а во-вторых, чтобы бороться со скукой, унынием. Нам тоже можно это применять: вместо сидения в Интернете начать что-то делать своими руками. А когда человек начинает что-то делать своими руками, тогда по-другому работает душа, можешь видеть результаты своего труда. Увлечешься – создашь себе альтернативу.

Давайте подведем итог сегодняшнего разговора. Не бросаем исповедь, ходим в храм и каемся в своем духовном состоянии уныния. Это грех, и с ним надо бороться, в нем надо исповедоваться. На исповеди не просто фиксировать: мне скучно, потому что лукавый подполз и укусил. Уныние надо исповедовать искренне. Продолжать молиться. И все равно правило свое молитвенное выполнять. Это труд. Это необходимость. И надо просить у Бога покаяния, просить оживить сердце. Господь Велик, Он Всемогущ, Он все исцелит и поможет человеку, если тот борется.

Важен совет духовника. Если тяжело, унылость напала, особенно от духовной работы (может, ты не по силам что-то взял), обязательно идем к духовнику. Союз с духовником важен тем, что можно рассказать о своем состоянии, получить совет в этой борьбе и молитвы. Если духовника нет, может, есть знакомый опытный христианин или друг, которому ты веришь: с ними можно по-братски поговорить, посоветоваться, поделиться. Даже если все кажется скучным, мрачным, серым, тебе станет легче. Недаром же в Священном Писании говорится: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).   

Понуждение и обязательно – надежда на Бога. Это упражнение мы должны пройти. У сильных людей уныние бывает более долгое, у кого-то менее долгое, кто-то с унынием рождается. Но мы должны понимать, что это все не случайно. Это все дается для того, чтобы мы стали опытными и пришли ко Христу.

Помоги нам всем Господь, дорогие братья сестры, на этом заканчиваем. Дальше, Бог даст, продолжим, будем разбирать страсть тщеславия. Помоги нам всем Господь.

Записали Анна Вострокнутова и Наталья Титова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать