«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. 12 июля 2023

12 июля 2023 г.

Мы продолжаем наш небольшой цикл о борьбе с печалью. Сегодня вторая встреча, а в рамках большого цикла 96-я передача. Для бесед о печали я выбрал форму разбора цитат святых отцов. Борьба с печалью очень сильно отличается от борьбы с предыдущими страстями. Напомню, это были чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев. Это телесные страсти. А теперь мы начинаем изучать духовные страсти. Они немножко сложнее, поэтому мы берем опыт людей, которые прошли через эту борьбу.

В предыдущих беседах мы обсуждали, какие у этой страсти есть формы, проявления. На самом деле мы все ей подвержены. Мы научились различать ее в своей жизни. Нам понятно, как бороться с чревоугодием: это убрал, тут себя заставил. Но как переносить состояние, когда находишься в огорчении?

Преподобный Ефрем Сирин советует нам, простым людям, находящимся в страсти печали, терпеливо переносить скорби, потому что все временно. Действительно, если посмотреть на нашу жизнь, то в момент, когда мы находимся в печали, когда она у нас в сердце, нам кажется, что рушится весь мир. Но если немножко потерпеть, сжать зубы, помолиться и продолжать делать то, что должен, через какое-то время скорбь проходит. Да, бывают большие раны, серьезные потери, тогда скорби продолжаются долго, но все равно время лечит. Это известная мудрость. Преподобный Ефрем предлагает нам не паниковать, когда скорбь начинается, а переносить ее терпеливо, просить прощения у Бога и самим трудиться. Проходят и радости, и скорби.

Также преподобный Ефрем советует нам не превозноситься от похвалы и не огорчаться от скорби. Понятно, мы не камни, которые лежат у дороги и ничего не чувствует. Но только от нас зависит, как мы относимся к тем же похвалам. Это страсть тщеславия. Если человек очень радуется, желает похвалы, ему это приятно, он превознесется. А в Евангелии сказано: кто возвышает себя, тот унижен будет. Господь попускает какие-то скорби, от которых мы можем очень легко огорчиться. Таким образом Он нас смиряет.

Когда идет какая-то похвала или успех, мы не приписываем их себе, а благодарим Бога и стараемся ровно провести это время. Это основы борьбы с тщеславием. Успехи и похвалы тоже не вечны. Они легко могут смениться осуждением. И тебя будут ругать, а не хвалить.  Если мы расслабились и наслаждаемся похвалой, то, когда наступит время испытаний, мы можем оказаться раздавленными и впасть в отчаяние и другие тяжкие состояния. 

Преподобный Ефрем пишет, что мы не должны огорчаться от скорби, это не какие-то бестолковые, никому не понятные и не нужные страдания. У Бога, как у аптекаря, все лекарства выверены для того, чтоб нас лечить.

Цитата преподобного Ефрема Сирина: «Не малодушествовать (то есть роптать на всех: на Бога, себя, обстоятельства) должно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах, – подражая плывущим по морю, которые, когда подымается буря, внимательно за всем смотрят, бодрствуют и призывают Бога на помощь. Господь не презирает призывающих Его во истине. Поэтому и мы, когда постигнет скорбь, прибегнем к Господу, подобно сказавшему: «Господи, в скорби помянухом Тя». Море не всегда спокойно; и настоящую жизнь невозможно преплыть без искушения. Но если за веру в Господа будем держаться, как за кормило, то она введет нас в пристань жизни; – и тогда, сложив с себя труды, облечемся мы в жизнь и нетление». 

Ефрем Сирин пишет, что эту жизнь надо прожить как человек, который плывет на корабле. В море не всегда штиль, не всегда благополучно светит солнце, а бывают и штормы. И во время житейского шторма надо не расслабляться и говорить: «Ужас, за что мне такое?», а действовать как моряки: все на вахту, все бодрствуют и выполняют свои задачи.

Преподобный Ефрем Сирин советует не расстраиваться во время скорбей, не малодушествовать. «Будь тверд в искушениях». Эта душевная страсть зависит от состояния ума, настроя, от понимания на основе нашей веры, что такое человеческая жизнь. Невозможно прожить жизнь, будто ты находишься в отпуске на пляже в Сочи или на каких-нибудь островах. Мы живем в скорбях, потому что грешники. У нас такой путь. Путь спасения. Бог ведет человека через штормы и штили. Когда-то бывает отдых, в том числе духовный, когда-то напряжение, время испытаний. По-разному. Но важен настрой христианина, что так должно быть, что это наш путь. Когда нас похвалили или оскорбили, держим себя ровно. Когда скорби и потери, тоже стараемся держать себя ровно и опираемся на веру. Как говорит Ефрем Сирин, держись за веру как за кормило (руль у корабля). Мы должны осмысливать все, что с нами происходит, через веру. Будь тверд в искушениях. Они есть и будут.

Что еще поможет нам пережить скорби? Понимание, что они даются по силам. Они отмеряны нам Богом для испытаний, но они нам по силам. Это важно. Можно спрашивать себя: «Почему с одним человеком такое происходит, а со мной нет?» Или наоборот: «Почему мне столько навалилось, а у другого ничего не происходит?» В наших простых приходских разговорах очень часто можно услышать: «Вот у меня скорби, а какие-то богатые люди живут – и с ними ничего не происходит». Во-первых, мы не знаем, кто как живет. Неизвестно, что случилось бы с нами, окажись мы на их месте, в кого бы мы превратились. Каждый находится на своем месте, на том пути, который должен пройти. Мы должны это понимать на основе нашей веры. У каждого свое предназначение, с которым человек родился в мир. Это предназначение необязательно спасти всех вокруг, накормить всех голодных, одеть всех нищих.

Предназначение – пройти свой путь христианина. Даже если ты выполняешь какую-то, казалось бы, внешне незначительную работу. Тут дело не в нашей профессии. Предназначение – это пройти жизненный путь со Христом и с Церковью. Каждый находится на своем месте. Господь каждому дает по силам. Это важно понимать, когда с нами происходит что-то нехорошее, когда происходят скорби. Они всегда по силам. Нет никаких случайностей, не виноваты в этом ни соседи, ни начальники, ни подчиненные. Все, что у нас есть, дается Богом. Хороший образ Господа как аптекаря, который точно по миллиграммам собирает лекарства, чтобы исцелить больного.

Преподобный Ефрем Сирин раскрывает нам суть скорбей. Они посылаются Богом по трем причинам: по благоволению, домостроительству и попущению. Давайте разбираться.

Скорби по благоволению посылаются Богом простым благочестивым христианам, подвижникам, чтобы они получали опыт. «Благоволение» – «благая воля». Казалось бы, где логика? Благая воля, по-нашему, должна быть чем-то приятным. А Господь дает нам неприятности, чтобы мы стали духовно более опытными. Невозможно постоянно находиться в яслях, в детском саду, в первом классе. Надо учиться. А это невозможно без прохождения трудностей, испытаний, каких-либо скорбей.

Господь посылает скорби по благоволению даже святым. Посмотришь их жития: сколько там скорбей… Даже у апостола Павла. Казалось бы, у него такое важное дело, он человек, который основывает Церкви, проповедует о Христе. Это самая главная задача, и вроде бы ему должна быть ровная зеленая дорожка для этого труда. Но он встречается с такими скорбями, которых хватит на много жизней.

Или святые, которые жили ближе к нам по времени: преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов) и другие. Они не жили в каком-то маленьком изоляторе рая. Им хватало скорбей и со здоровьем, и с ближними, и с внутренней борьбой, и с неприятными внешними обстоятельствами. Скорби попускались Богом по благоволению даже чудотворцам. 

Мы существа очень изменчивые. Когда спортсмен перестает тренироваться, у него идет откат физических возможностей. В духовной жизни точно так же: только мы перестаем заниматься, бороться, духовно трудиться, молиться, читать, смотреть за собой, настраиваться на покаянную жизнь, снова откатываемся. Лукавый очень быстро это делает.

Скорби по домостроительству посылаются нам за грехи. Мы согрешили, и Господь с любовью подает нам какую-то скорбь, чтобы мы вразумились, пересмотрели свою жизнь, столкнулись с тем, что надо каяться, изменяться и приходить ко Христу.

Скорби по попущению даются Богом человеку, который продолжает грешить и не раскаивается, для того, чтобы привести его к покаянию. Ему дается еще один шанс. Господь попускает что-то по Своей прямой воле. «Попускать» значит «отпускать».  Хорошо, хочешь жить с бесами, попробуй поживи. Бесы получают волю над человеком, и ему становится очень и очень нехорошо.

Не надо думать, что кто-то живет лучше, чем ты. Каждому Господь так или иначе дает какие-то духовные лекарства. Мы не должны смотреть за чужой жизнью, сравнивать со своей и продолжать роптать, то есть находиться в печали. «Каждый сверчок знай свой шесток», то есть свое место. Трудись, потому что это место для тебя самое полезное.

Как начинает действовать страсть печали? Она говорит, что где-то там для тебя что-то приготовлено получше. Это и есть искушение. Возвращаемся к пункту: терпеливо переносить то, что есть. Если Богу надо будет тебя переставить, то будут такие обстоятельства, которые переставят. А если не надо, то стой и держись, духовно воюй на этом месте без ненужных мечтаний.

Мечтания о чем-то, как тебе кажется, лучшем – уже искушение. Например, монаху приходит помысел, что надо идти проповедовать, надо идти куда-то в другой город, в другой монастырь, так как в этом монастыре хуже. Если в этом монастыре не проповедуют ересь или откровенные грехи, нельзя бежать, как святые говорят.

Также у нас часто замужние женщины мечтают быть монахинями – дескать, мужья им мешают. И так далее, таких историй очень много. Мы недовольны тем, что у нас есть, а это уже очень серьезное действие страсти печали. Поэтому принимать терпеливо то, что есть, очень важно.

Настрой, дорогие мои, настрой! От этого настроя зависит, как ты воспринимаешь эту духовную войну – или спокойно, как воин, который идет на битву, или как человек, который мечтал, что у него все будет благополучно, что он в отпуск поедет, а его вызвали на работу, и он ходит с печальным лицом, всех ненавидит и всем настроение портит (мы такими не должны быть, мы с вами верующие люди).

Итак, если подвести некоторый итог, во фразе преподобного Ефрема Сирина говорится, что неудовлетворение любой страсти приводит к печали. Поэтому как нужно действовать человеку, который обнаружил, что он очень часто впадает в печаль? Сейчас мы с вами подойдем к практическим действиям.

Начинаем с основы борьбы с любой страстью. Это чревоугодие, братья и сестры. Казалось бы, где печаль и где чревоугодие? Но очень важно понимать: если христианин не борется с чревоугодием, он подбрасывает себе поводы для печали.

Во-первых, мы знаем, что чревоугодие – дверь в душу для других страстей, с этого все начинается. Во-вторых, любая такая борьба должна начинаться с борьбы с чревоугодием, потому что когда человек свое чрево приводит в порядок, то и душа тоже приходит в порядок – ведь душа и тело человека связаны между собой. И то, что раньше огорчало, человек уже спокойно может пережить, так как находится в боеспособном состоянии.

Так что начинаем с чревоугодия, продолжаем борьбой с блудом, который у каждого человека есть в душе. Также много огорчений от того, что человек развил в себе страсть и неудовлетворен. Мы это обсуждали – я отсылаю вас, братья и сестры, к нашим предыдущим передачам: были циклы про все эти страсти – чревоугодие, блуд, гнев, сребролюбие.

Если мы с Божьей помощью поучимся бороться с чревоугодием, блудом, гневом, сребролюбием, страсть не станет меньше, но поводов для печали станет меньше. Соответственно, страсть потихонечку начнет засыхать, особенно если человек будет правильно настроен на восприятие скорбей.

Скорби ведь будут – мы знаем, что это неизбежно. Но если человек борется сам, молится Богу, кается в своих грехопадениях, то какой смысл Господу попускать ему еще больше скорбей?

Поэтому, дорогие, если у нас есть эта страсть – чревоугодие, снова идем к азам и начинаем бороться. Если сбились (а это регулярно бывает: например, Великим постом настроились вроде, боремся, стараемся, как-то у нас наладилось, а потом Пасху встретили – наступает расслабление, и все сбивается), не надо расстраиваться. Снова начинаем – это же опыт. Идем этим же путем, другого пути нет.

Один из важных практических советов (не значит, что он последний и что надо до последнего терпеть) – идти к духовнику. Если чувствуешь, что тебя разбила страсть, ты даже ее в себе не осознаешь, но недоволен, ропщешь, то эта страсть уже требует помощи человека более опытного.

Поэтому надо идти к духовнику или к единодушному брату. Имеется в виду не только именно брат, это может быть сестра или другой близкий человек единодушный, то есть единоверный. Это очень важная помощь друг другу. В Священном Писании говорится: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

Тяготы – это не только помочь бабушке через дорогу перейти или помочь товарищу донести мешок картошки. Наиболее сложная форма помощи – когда мы видим, что человеку грустно, кисло, нехорошо или ему надо поговорить, надо оказать ему внимание, поддержать.

Святые отцы, когда человек находится в отчаянии или в печали, когда ему лукавый набросал в голову, что у него ничего не получается, что у него все плохо, что он никакой, даже рекомендуют похвалить его. Например, можно сказать: «Да ты что? Смотри, как у тебя это получается! И тут ты молодец, красавчик!»

У него сил душевных нет, и надо его немного поддержать. Это не для того, конечно, чтоб он от похвалы превозносился (надо меру во всем знать), но для того, чтоб помочь человеку, показать ему: «Смотри. Как Бог о тебе заботится!» Так что важный совет: не бороться с этой страстью одному.

На приходском уровне видно, что вот у человека все хорошо, он ходит в храм, даже в чем-то советуется со священником, а как только начинается что-то серьезное, какое-то искушение – смотришь: человек пропал. Потом как-то встречаешь его: «Ты куда пропал? Что случилось?» – «Ну, такие обстоятельства, расстроился, ушел». Это плохо. Ведь мы в храме собираемся не только для того, чтобы праздновать, но в том числе и для того, чтоб духовно лечиться. Нам же сказано, что Церковь – это духовная лечебница.

Духовник – это, конечно, высокое звание, но хотя бы к приходскому священнику, с которым вы можете общаться, обратитесь. Причем это надо делать не на исповеди, а попросить выделить особое время – если есть такая возможность. Просто проговорите, расскажите о своих обстоятельствах, о своей скорби, чтобы священник оценил и дал свои духовные рекомендации.

Ведь если человек борется в одиночку (как, например, мои знакомые, которые из-за скорбей пропадают из Церкви, пытаются что-то делать сами), он приходит в уныние, в расслабление, отходит от таинств и даже совсем может куда-то пропасть. Это совершенно неправильно. Так что боремся мы вместе с Церковью.

И на исповедь тоже обратите внимание. Опять же по приходскому опыту – очень мало кто кается в печали. Так происходит потому, что мы не замечаем в себе эту страсть. И снова прошу вас: изучайте предыдущие передачи, связанные с этой страстью, посмотрите, понаблюдайте за собой. Если замечаете, то тут же раскаивайтесь и выносите это на исповедь.

Мы привыкли, что грех – это «убил», «своровал», «блудил». А кроме этого еще миллион миллиардов грехов. Слава Богу, что у нас нет сегодня того, что я сейчас называл, но другое-то ведь есть. Напомню, что страсти действуют от малого к большому: если ты малое попускаешь, то к большему придешь.

Бывают истории: человек на исповедь пришел, по его словам ничего не видно – ну, обычная жизнь, потом он причащается, и у него недостойное причастие. Это потому, что он из-за скорбей роптал на Бога, близких, обстоятельства, не покаялся в этом и пошел причащаться. Но как ты будешь причащаться, как будто примирившись с Богом, Который эти скорби тебе дает, а ты на самом деле не примирился с Ним – не принял их?

Очень серьезно, очень внимательно надо относиться к себе, потому что из этой страсти развивается следующая страсть: уныние. А от уныния можно вообще от Церкви отпасть и прийти в худшее состояние. Поэтому нам с вами надо очень правильно понимать это все, настраиваться на борьбу с этой страстью.

Отцы нам говорят: молитва нужна. Не хочется в это время молиться, душа не на месте, сердце не на месте, ум куда-то уносится скорбями. Вот тут-то и важно молиться! Посоветую вам, братья и сестры, статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слава Богу!» Там он прямо расписывает, как заставлять свое сердце молиться во время скорбей.

Почитайте, пожалуйста, не так, как мы читаем поэзию, а так, как мы читаем инструкции, – прямо первое, второе, третье, четвертое, пятое, шестое… Сейчас у нас просто времени нет это разбирать, так что почитайте сами – это тоже очень важно, чтоб мы с вами получали опыт.

Еще такая рекомендация: продолжать дела милосердия. Это необязательно участие в каких-то акциях, это означает, что ты не отворачиваешься от людей: тебе плохо – иди, делай то, что должен делать по работе, то, что должен делать по заповедям. Да, тебе сейчас нехорошо. Но в том-то и особенность христианского пути – это все непросто, но эти дела обязательно приносят плоды.

Это не какие-то бесплодные копошения червяков в земле (хотя червяки и то пользу приносят). Человек, которого Христос ведет, – да, он сейчас в скорбях, да, он где-то споткнулся, где-то упал. Но надо идти дальше, преодолевать себя, просить Бога – молиться, оставаться с Церковью, что бы ни случилось.  

Бывают ведь разные скорби. Например, отношения с духовником сломались или возникли ссоры с прихожанами, что-то не нравится – и человек говорит: «Уйду! Не буду ходить!» Так ты от кого отвернулся-то? Ты же не от людей отворачиваешься, а от Христа. Поэтому идем и примиряемся, преодолеваем свой детсадовский духовный возраст, растем дальше. Только так надо.

Так что, дорогие мои, мне хочется пожелать вам и себе, конечно, в первую очередь, чтоб мы не забывали о борьбе с печалью, изучали опыт святых отцов о том, как все это преодолевать, понимая, что их слова – не просто лозунги, а люди действительно прошли путь и говорят нам: «Потерпи, все пройдет – как в глобальном смысле, что мы когда-то все равно закончим эту жизнь, так и во временном – скорбь уменьшается, исчезает, и Господь очень часто штормы заменяет штилем и солнечной погодой».

Поэтому будем Богу доверять, будем трудиться. Помоги нам всем Господь! Желаю вам Божьего благословения, братья и сестры. До новых встреч на телеканале «Союз»!

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать