«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Борьба с гневом. Часть 7

21 октября 2022 г.

Сегодня мы заканчиваем цикл наших встреч, посвященных борьбе с гневом. На самом деле эта тема бесконечная, но наши передачи – это краткий обзор основ веры и страстей. Следующая наша встреча будет о страсти печали. Сегодня 89-я встреча в рамках общего цикла и 7-я часть, посвященная гневу.

Начинать нужно с изучения основ веры. Это база, на которой все строится. Без правильных понятий о вере все наши разговоры будут малополезны. Поэтому отсылаю вас к самым первым передачам. Да, это большой объем, для изучения которого нужно великое усердие, но мы никуда не спешим.

Сегодня хотелось бы поговорить об очень распространенном грехе: осуждении. Очень часто наши исповеди состоят из одного этого греха. Мы осуждаем своего близкого человека и мысленно, и взглядом, и чувствами, и словами, и какими-то делами. Сколько раз на дню мы это делаем! Обратите внимание, последите за собой. Мы очень часто грешим осуждением, причем это достаточно тяжелый грех. Не надо думать, что осуждение – это что-то простое, обычное, легкое, ежедневное. Да, оно повседневное, но это преступление. Если христианин регулярно осуждает и не замечает этого в себе, то это бедный человек, который, казалось бы, пришел к свету, ко Христу, а сам себе глаза закрыл повязкой и ничего не видит.

Что же такое осуждение? Как идет, например, процесс, которым занимается государство, борясь с преступлениями и преступниками? Все начинается с греха. Человек совершил какое-то преступление. Его тут же осуждают? Нет. В государстве существует для этого целый юридический процесс. Сначала идет следствие. Если мы каждого подозреваемого будем сразу хватать и осуждать, то тюрьмы переполнятся в ближайшее время. Да и мы сами наверняка попадем туда.

Чтобы этого не происходило и сохранялась человеческая форма справедливости, существует следствие, когда соответствующие силовые органы государства начинают расследовать, изучать дело. Порой это занимает очень много времени, это не скоротечный процесс. Если есть подозрение, что тот или иной человек к этому греху причастен, он в этом случае еще не осужденный, а подозреваемый. Его могут поместить в места временного заключения, или, если преступление не слишком тяжелое, он дает подписку о невыезде и находится в своем населенном пункте, чтобы его легко можно было найти. После того как прошел процесс, начинается суд, на котором есть прокурор, следователи, в обязательном порядке адвокаты и судья, то есть некий независимый человек. Согласно проведенному следствию и суду человека или оправдывают, если он действительно невиновен и подозревался напрасно, или осуждают. Суд выносит приговор, что человек сделал это и причастен к этому греху. После вынесения приговора человек становится осужденным. Он признается тем, кто совершил этот проступок. Если он что-то украл, то он вор. Только в данный момент он осужден.

Ставится ли после этого на человеке крест? Нет. Дальше государство пытается его исправить разными неприятными способами: штрафами, ограничениями или лишением свободы. В нашей стране нет смертной казни как высшей меры наказания и исправления, но заключение есть. На разные сроки в зависимости от тяжести преступления. С одной стороны, это наказание, с другой – исправление, поэтому система называется «исправительной». Ее идеальная цель в том, чтобы человек, отработав свою «епитимью», вышел исправленным. С кем-то это получается, а кто-то еще больше уходит в систему. Но обязательно есть надежда на исправление.

А как проявляется грех осуждения в нас? Я такой же грешник, несмотря на то, что знаю, как это развивается. Но так повреждена наша человеческая природа. Мы, видя грех человека или подозревая его в нем, сразу его осуждаем, немедленно выносим приговор. Этот – блудник, этот – вор, этот – убийца, этот – коррупционер, этот – лентяй, этот – бездельник, этот – пьяница, а это плохая жена, плохой муж, плохие дети, плохие родители. И пошло-поехало. Что угодно много раз на дню. Плохие власти, плохие подчиненные, плохие силовики, все плохо. Все кругом нас плохо. Я один красавчик в белом костюме, а вокруг меня одни поросята. Все лежат в грязи и хрюкают, и один я этим «замечательным» делом не занимаюсь. Я сам себе представляюсь праведником. Даже если  считаешь себя грешником, но осуждаешь кого-то, то, даже не признаваясь в этом самому себе, считаешь себя праведником. Ложным, конечно, не настоящим. Так работает грех осуждения.

Мы человека заклеймили, осудили. Но в этом состоянии нет надежды, что он когда-то исправится. Мы говорим, что он грешник, блудник, разбойник и так далее. Даже бездуховная, казалось бы, система государственного судопроизводства и следствия предполагает исправление, но не мы.

Проявление греха осуждения бывает разной степени. Одно дело, когда я подумал о том, что человек такой-сякой. Это мысленный грех, одна степень. Если я это сделал с чувством огорчения на него и потом по-другому стал к нему относиться, он мне стал неприятен, я не хочу с ним здороваться, общаться, то это более тяжелая степень. Мы изучали, как развивается грех в предыдущих передачах на основе творений аввы Дорофея о страсти гнева. Так же и с осуждением.

Другая степень, когда мы кому-то говорим, что Иванов такой-сякой. Это же так интересно и приятно залезть в чужую жизнь... Впоследствии и собеседник начинает относиться к тому человеку иначе, и грех становится еще тяжелее. Ведь мало того что мы сами согрешили, так еще и соблазнили другого. Еще хуже, когда мы начинаем презирать человека, которого осуждаем.

Основа осуждения – гордыня. И как бы мы ни думали, что такого греха у нас нет, если есть осуждение, есть и гордыня. Это первый признак. Как насморк признак простуды, так осуждение признак гордыни. 

Что с этим делать? Читать Священное Писание. Господь очень часто говорит об осуждении. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7,1–2). Когда оказываемся в этом грехе, мы попадаем под очень серьезный духовный закон: в каком грехе осуждаешь другого человека, превозносишься над ним, тем сам согрешишь. Очень часто это бывает. Осуждал человека за падение – сам упадешь в такой же грех и тоже получишь бесславие от других людей. Это однозначно работает.

Но речь идет не только о человеческом суде, но и о Божием. Если мы не хотим, чтобы нас осуждали, значит, и мы не должны осуждать. На чем это основано? На видении своих собственных грехов. Это основано на покаянии. Когда человек видит свои грехи, он понимает, как легко впадает в них, и отпадает желание осуждать другого человека. Борьба с этим грехом идет не на уровне тела, как с чревоугодием, когда нужно поменьше класть в тарелку, а на уровне ума. Нужно правильно настраиваться и напоминать себе о том, как Господь относится к этому греху. Не судите, да не судимы будете. Если мы не хотим быть судимы на Страшном суде за наши бесконечные грехи ни в земной жизни, ни в той, куда стремимся, значит, мы сами не должны осуждать. Как только увидели грех другого человека и захотели осудить, нужно сказать самим себе: «Это не мое дело, я блудник, грешник, меня, Господи, помилуй! У меня бесчисленные грехи. Один грех этого человека я увидел, а сколько у меня своих грехов за день бывает!» Вот она, основа борьбы и с гневом вообще, и с осуждением в частности. Не хочу, чтобы меня осудили, поэтому и я не буду судить, не имею никакого права. Наши близкие не говорят ведь: «Слушай, уважаемый, давай поосуждаем». Нет, так не происходит. Бывает в разговорах, когда мы общаемся с близкими, они начинают при нас осуждать, мы это заметили. Как противодействовать этому? Очень просто − сказать: «Знаешь, это его жизнь, пускай сам решает, Господь рассудит». Несколько раз так сделайте, и с вами никто осуждать других не захочет, поверьте. Или, если с нами говорит человек верующий (мы это знаем), можем сказать: «Слушай, Господь нам не велел осуждать других людей».

Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1–2). Это цитата из Евангелия от Матфея. Здесь нам раскрывается духовный закон: как ты относишься к другим, так и к тебе Бог будет относиться. На этом в Евангелии построено очень много притч, вразумлений, которые Господь нам дает. Основа в этом: не суди – и не судим будешь. Как в молитве «Отче наш»: Прости нам долги наши, как и мы прощаем должников наших (Мф. 6, 12). Раз ты не прощаешь, и тебе не будет прощено. Таков духовный закон Евангелия.

Другая ссылка − Евангелие от Луки (Лк. 6, 37): Не судите, и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены. А что делать? Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37). Вот она, основа, − немножко другая, нам дается другой оттенок, раскрывается, как бороться с осуждением. Вразумляет нас Бог, с другой стороны, Он нам подсказывает: если будешь прощать, увидев грех человека против тебя, против других людей, − и ты будешь прощен. Посмотрите, как интересно. Это же замечательно.

Послание к Римлянам апостола Павла, 14-я глава, 13-й стих. Что мы здесь видим? Не станем же более судить друг друга, − призывает нас апостол Павел, − а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14, 13). Здесь апостол призывает к особенному вниманию не только к себе, но и к ближнему: не только надо помогать, когда нуждаются или просят тебя о помощи, но еще, оказывается, нужно не давать поводов для соблазнов, для осуждения, чтобы тебя не осуждали, думать о своих поступках, продумывать их, как они будут выглядеть. Помните, апостол говорил: если брата моего соблазняет то, что я ем мясо, то не буду есть мясо вовек (см. 1 Кор. 8, 13). Тут речь идет не про мясо, не про пищу, а о том, что если что-то, казалось бы, важное для меня соблазняет другого человека − откажись от этого. Казалось бы, такое простое дело, как ядение мяса. Там немножко сложнее, потому что это была иудейская среда − какие-то запреты апостол нарушал, видимо, своим христианским отношением к пище, поэтому он говорит: ради других не буду этого делать. Это относится и к нам.

Первое послание к Коринфянам, 4-я глава, 5-й стих: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и освятит скрытое во мраке, и обнаружит сердечное намерение, и тогда каждому будет похвала от Бога. Или осуждение − добавим от себя. Поэтому нам обязательно нужно помнить про этот самый процесс. Кто может судить? Вы не можете, я не могу − не имею такого права. Кто-то может судить на земле из людей? Из церковной иерархии или из земной? Никто не может судить другого человека (не в плане судопроизводства, а с духовной точки зрения). Осудить и сказать: «Он блудник, поэтому он уже погиб, в аду − житель ада». Мы не можем такого сказать. Поэтому апостол Павел нам напоминает: не судите прежде времени. Почему? О чем тут речь? Мы увидели, что человек согрешил, допустим, в 2020 году, осудили, что он блудник, а в 2023 году мы его можем встретить в храме кающимся, исповедующимся, причащающимся. А мы его осуждали как безбожника. Может такое с человеком произойти? Такое происходит на самом деле сплошь и рядом. Вчерашние грешники могут завтра оказаться уже не грешниками и по внешнему виду, но самое главное − по внутреннему.

Апостол говорит: Господь, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Что такое «скрытое во мраке»? Мы ничего не знаем о человеке. Мы, допустим, видели его публичное падение, но не знаем, что он делал до этого, как кается, как переживает об этом, как ночами плачет о своем грехе. Мы этого не видим. Увидели, что он упал, образно говоря, «разбился в лепешку на асфальте», а мы ходим и говорим: «Ох, какое зрелище!» И добавляем: «Как он мог!?» Ничего, что через пару дней можем в такую же «лепешку» рядом разбиться и пасть − впасть в грех. Но сегодня нам так интересно посмотреть на грех другого человека…

Сердечное намерение мы не знаем, а Господь все знает, Он Всемогущий (мы изучали этот вопрос), Он хорошо знает состояние этого грешника, как он кается. Может получиться так (такое часто бывает), что человек, который внешне кажется грешником, с религиозной точки зрения недостаточно хороший, но Господь, видя его сердце, может его спасти, потому что мы не знаем этого человека, не знаем его намерений, а Господь все знает. Это одна из основ для того, чтобы правильно относиться к поступкам и к жизни других людей. Бог их судит, Он видит их сердечные намерения. Он знает их тайное (необязательно плохое), может быть, тайное доброе. Помните, нас Господь призывает, что нужно так совершать милостыню, чтобы правая рука не знала, что делает левая (и наоборот). О чем тут речь? Скрытое во мраке − это скрытое для нас. Для Бога нет никакого мрака, Он все прекрасно видит. Мы начинаем брать на себя роль судьи − без следствия, без адвокатов, как будто бы я и судья, и прокурор. Апостол нам напоминает, что суд только у Бога.

Дальше тот же апостол Павел в послании к Римлянам говорит: Итак, не извинителен ты, человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же (Рим. 2,1). Смотрите, как интересно: казалось бы, мы сейчас с вами читаем одно и то же. На самом деле вы чувствуете, как Священное Писание раскрывает нам оттенки? Какой тут оттенок? Не извинителен ты. Мы можем сказать: «Я не виноват, у меня вырвалось, я по немощи согрешил, осуждаю». Или: «Он сам виноват». Так часто бывает: «Я не хотел осуждать, но он сам нагрешил против меня,  наорал на меня, теперь я киплю, у меня пар из ушей, я похож на перегретый чайник. Я не виноват − он виноват». Мы тем самым извиняем себя, а нам апостол четко говорит, что нет никакого извинения, оправдания человеку, который осуждает другого. Вообще никакого, потому что этот процесс очень сложный. Бог так заведует. Ему не нужны следователи, Он все видит и стремится к этому процессу − к исправлению.

Господь может наказать грешника, а «наказ» по-церковнославянски – «урок». Нужно дать урок грешнику, и не наше дело, как это будет. Наше дело не мешать. Порой мы так любим своих близких, что, с одной стороны, хотим, чтобы они к Богу пришли, но, с другой стороны, хотим, чтобы они к Богу прибыли на лифте или в купе особой комфортности. Так не получится. Мы хотим, чтобы они не страдали, не мучились, не болели, не умирали, может быть. Хотим их уберечь от этого − это неправильно. У Бога все расписано, Он знает хорошо, как человека, совершившего грех, привести к исправлению. Это Его цель, а каким это будет процессом, мы не знаем. Может быть, скорбным, может, нет. Мы должны сказать: «Господи, как Ты хочешь». Поэтому вернемся к нашей теме: не извинителен человек, который согрешает осуждением другого.

Следующая ссылка тоже подчеркнет тяжесть этого греха. Смотрите, сколько ссылок, и это еще далеко не все, про редкий грех можно насобирать столько ссылок, потому что, видимо, мы очень часто этим грешим. Кто ест, не уничижай того, кто не ест, а кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его (Рим. 14, 3). Тут речь идет не про пищу или чревоугодие, хотя осуждать нельзя и чревоугодников − речь идет о духовном отношении. На момент жизни апостола Павла было очень много иудеев и христиан из иудеев (был особый исторический процесс, сейчас не будем про это). Апостол говорит: «Если кто не соблюдает пост, а ты соблюдаешь − не осуждай». Или, наоборот, кто-то соблюдает, а ты нет − не осуждай, не твое это дело. Бог его принял, поэтому Он Сам разберется. У каждого человека своя мера молитвы, поста, участия в таинствах, свои попытки религиозного поиска − не лезь к другому и не осуждай.

Следующий пункт. Мы с вами должны тоже кратенько обсудить Первое послание к Коринфянам.  Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы, будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11, 32). Очень интересно. Нам тут показывается, что мы сами должны устроить суд над собой − это как раз и есть покаяние, когда я признаюсь, что грешник. Если мы сами каемся в грехе и осуждаем себя в нем (осуждаем не на смертную казнь, а на исправление, потому что покаяние − это исправление, надежда исправления), то и не будем осуждены с миром. А если и наказываемся, т.е. получаем какие-то скорби от Бога, то должны понимать, что это наказание сейчас. Уж лучше сейчас его получить, чем на Страшном суде быть осужденными с миром. Это тоже очень важная тема.

И последняя цитата − послание от Иова. Очень часто мы обращаемся друг к другу: «Давайте не в осуждение, а в рассуждение поговорим». И начинаем снова осуждать. Господь через Священное Писание говорит нам: Но ты преисполнен суждениями нечестивых (Иов. 36, 17). Суждения и осуждения − близки, поэтому нам с вами и рассуждать особо не надо о судьбе и поступках людей. Не судим − и все, потому что ошибиться очень легко.

Поэтому осуждаем поступок, а не человека. А если мы видим, что человек грешит, − мы же не можем глаза закрыть? Конечно, не можем, но мы осуждаем не человека, который может быть Богом где-то наказан, где-то помилован за его покаяние, при котором он может получить от Бога исправление. Мы не должны его осуждать, но должны жалеть, сочувствовать: как жалко, что он впал в этот грех. Осуждаем поступок.

Для себя возьмите образ реанимации: представьте, лежат несколько больных (и мы в том числе) − все под капельницами, под аппаратами искусственного дыхания. Я смотрю на других (себя-то не вижу) и говорю: «А что это он такой здоровый лежит на кровати, почему не идет поднимать сельское хозяйство?» Это же безумно. Я сам в таком же точно положении. Поэтому не осуждаем другого, помним, что мы все находимся в реанимации, никто праведником не является на земле − только один Бог Праведник и Свят и может судить. Мы не судим никого.

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать